Кто сильнее – Америка или Россия?

Гиа Нодиа

В своем декабрьском опросе Национальный демократический институт США впервые решил задать грузинской публике вопрос: кто сильнее в военном отношении – Америка или Россия? Ответ оказался неожиданным: по мнению 41% опрошенных сильнее Россия, 15% посчитало, что они равны по силам, и лишь 36% отдает превосходство американской армии.

Как этот ответ интерпретировать? Ясно, что реально американская военная машина по всем параметрам на голову выше российской. Вряд ли найдутся более или менее серьезные эксперты, которые будут это оспаривать. Можно посмеяться над грузинским обывателем – вот какой он необразованный. Или пожурить составителей анкеты: с чего это они решили экзаменовать рядовых граждан на знание военного баланса?

На самом деле, вопрос очень даже к месту. Опросы отслеживают совсем другой баланс: между сторонниками прозападного или пророссийского курса Грузии. Первых гораздо больше, но количество сторонников евразийского выбора тоже растет: согласно последнему опросу, их уже 29%. Этот рост следует как-то объяснить.

Your browser doesn’t support HTML5

Кто сильнее – Америка или Россия?

Самое популярное объяснение – активизация российской пропаганды. В годы правления «Грузинской мечты» открыто или почти открыто пророссийским неправительственным и медиаорганизациям или антизападным политическим партиям стало жить гораздо вольготнее. Правительство не только не мешает им действовать, но и субсидирует явно антизападные (то есть пророссийские) средства массовой информации. Это можно объяснить тем, что основатель и фактический лидер «Мечты» Бидзина Иванишвили – скрытый российский агент (как считают оппозиционные «националы»), что новые власти более демократичны (как говорят они сами) или что им нужна поддержка антизападного электората, который разделяет их главную страсть – ненависть к Саакашвили. Многие активные сторонники и деятели «Мечты» заявляют о поддержке проевропейской политики, но видно, что они делают это скорее для проформы, потому что так полагается. Последнее можно сказать и о самом Иванишвили.

Пропаганда важна, но она не может объяснить все. Люди способны делать собственные оценки. Мы знаем, что американская армия сильнее российской, но противоположное мнение тоже на чем-то основывается. Одно дело – объективные параметры, по которым мы оцениваем военную силу различных стран, другое – готовность применять эту силу для собственных интересов и эффективность конкретных интервенций. Если оценивать результаты американских интервенций в Афганистане и в Ираке, назвать их успешными очень трудно. Это не значит, что американцы там проиграли. Они легко и быстро разгромили армии Талибана и Саддама Хусейна, но потом не смогли консолидировать эти победы, т.е. создать дружественные и одновременно стабильные режимы в обеих странах. Почему?

Об этом написано очень много, и здесь не место вдаваться в детали. Но американский неуспех как-то связан и с демократическими институтами и ценностями этой страны: они не могут долго воевать и особенно нести потери, потому что за это их накажут избиратели; они не могут мочить врагов в сортирах, потому что этого не разрешит собственная либеральная публика. Им приходится считаться и с реакцией союзников: даже если американцы проигнорировали мнение Совета безопасности ООН (как в Ираке), им все равно пришлось долго и упорно убеждать демократический мир в своей правоте.

У России таких ограничителей нет. Считаться приходится лишь с внешним фактором – возможным ответом, прежде всего, со стороны Запада. Если такого ответа не бояться, можно все. Поэтому Россия может захватывать Абхазию, Южную Осетию, Крым, части восточной Украины и оставаться там, сколько захочется.

Так что грузинский обыватель не так уж неправ по сути. В своем регионе он видит, что Россия нарушает правила, а Запад ее за это наказать не может. Значит, Россия сильнее. А в параметрах военного баланса пусть разбираются эксперты.

Раз такое восприятие существует, оно очень опасно для престижа Америки и Запада в целом. Экономическая мощь, политическая стабильность и демократические институты – основа «мягкой силы» Запада. Пока она остается сильнее российской пропаганды и ностальгии по советскому прошлому. Но люди везде уважают силу и хотят быть на стороне победителя – это часть их природы. Путину удалось создать впечатление, что он атакует, а Запад лишь защищается. Это не менее важно, чем его последние территориальные приобретения.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции