На одном из абхазских сайтов появилось видео, в котором молодая женщина с онкологическим заболеванием рассказывает о своем бедственном положении и о том, что обратилась за помощью к президенту, но никакого ответа на свое обращение не получила. Сайт сообщает, что женщине в помощи было отказано. Сегодня Астанде была выделена материальная помощь.
В опубликованном видео Астанда Гвазава, 27 лет, мама троих малолетних детей рассказывает о том, что в прошлом году вдруг почувствовала себя плохо. Она обратилась в Минздрав Абхазии, и ей выделили квоту на лечение в Краснодарской 1-й краевой больнице. Астанда говорит, что там ничем помочь ей не смогли. Ей диагностировали «удвоение почек и рак 3-й степени».
Далее Астанду прооперировали в Москве, это было в апреле 2017 года. Но через несколько месяцев после операции ей стало плохо, снова возникла необходимость выехать на обследование для решения вопроса о проведении новой операции в Россию. 12 января 2018 года Астанда Гвазава обратилась в администрацию президента с просьбой оказать ей материальную помощь. Женщина рассказывает в своем видео:
Your browser doesn’t support HTML5
«Я обращалась, там говорят, что возможности нет, не можем помочь. Помогали, по 20 тысяч выдавали, но сами понимаете, за 20 тысяч куда я поеду? Одни мои анализы 20 тысяч стоят. Сейчас мы тоже обратились, написали заявление, мы звонили туда, нам сказали, что лежит на рассмотрении, через две недели будет ответ, но пока никаких результатов нет».
Видео было опубликовано 30 января, и на тот момент ответа на ее обращение еще не было. Я решила узнать, как продвигается это дело и как вообще рассматриваются подобные обращения.
Ситуацию прокомментировала начальник Управления лечебно-профилактической помощи Минздрава Саида Делба. Она сообщила, что все обращения к президенту, связанные с проблемами со здоровьем граждан, сразу пересылаются в Минздрав. Заявление Астанды Гвазава поступило в администрацию президента 12 января, и в этот же день на нем была поставлена резолюция президента Рауля Хаджимба: «Рассмотреть и оказать содействие». Примерно через неделю заявление поступило в Минздрав, Саида Делба связалась по телефону с семьей Гвазава, и 25 января супруг Астанды Гвазава приехал в ведомство. Саида Делба рассказывает:
«Сейчас, когда они к нам пришли, я задала ему вопрос: «Вам нужна медицинская помощь или деньги?» Он сказал, что у них там (в Ростове) все оговорено, у них есть ОМС – это страховой полис, поэтому клинику они не акцентировали, и этот вопрос не поднимался. Когда я позвонила жене, она сказала, что мы договорились с клиникой, прямо напротив онкобольницы есть хостел, они там заказали номер, она сказала, что нам надо хотя бы сто тысяч рублей для того, чтобы оплатить дорогу, проживание в хостеле и сделать анализы, так как наши они не принимают. Они сказали, что им нужны наличные».
Так как Министерство здравоохранения наличные выдавать не может, оно такие заявления направляет в Министерство финансов. В данном случае уже 26 января заявление было отправлено в Минфин.
Я связалась и с администрацией президента, где опровергли информацию об отказе в помощи Гвазава и сообщили, что сегодня семье были выделены деньги в размере ста тысяч рублей. Начальник управления по связям со СМИ администрации президента Алхас Гагулия так прокомментировал ситуацию:
«Здесь так же, как и везде, работают люди, которым не чуждо сострадание. Мы прекрасно понимаем состояние матери троих детей, которая больна онкологически. Мы, к сожалению, не обладаем большими средствами, чтобы решать все проблемы, в каждом конкретном случае нужно разбираться. В этом случае мы максимально сделали, что могли».
Мне удалось сегодня связаться и с супругом Астанды Гвазава. Он сообщил, что в настоящее время она госпитализирована в Агудзерскую больницу на территории Абхазии. После опубликованного видеосюжета, где она рассказывает о своих проблемах, им позвонил доктор-онколог Нарт Гамгия, который приехал в Абхазию вместе с другими квалифицированными московскими докторами. Он предложил свою помощь Астанде. Сейчас она проходит обследование, и в ближайшие дни должен решаться вопрос о проведении ей операции.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетии