В абхазских СМИ и интернет-сообществе активно обсуждается новость о найденном в селе Ачандара Гудаутского района могильнике с драгоценностями – одного из богатейших захоронений на всем Восточном побережье Черного моря. Причем обнаружили это захоронение не археологи (они обычно выезжают в свои экспедиции летом), а житель этого села Рустам Чхебелия, которого одно из СМИ уже окрестило «абхазским Шлиманом». В захоронении за домом Чхебелия найдено, помимо прочего, восемь золотых украшений. И все это пока, на всякий случай, помещено на хранение в Нацбанк Абхазии.
Директор Абхазского госмузея Аркадий Джопуа сказал, что хорошо знает этого ачандарца средних лет, потому что на протяжении нескольких лет проводил археологические раскопки вблизи его дома. Так что можно сказать, что Рустам имеет представление о таких раскопках, но он наткнулся на захоронение, занявшись посадкой деревьев в саду. В первых сообщениях СМИ говорилось о том, что найденные артефакты относятся к раннему средневековью или поздней античности, но потом они были отнесены к V-IV векам до нашей эры. И первым делом я попросил собеседника объяснить такое расхождение. Аркадий Джопуа говорит:
Your browser doesn’t support HTML5
«Там есть, конечно же, датирующий материал. Игретка – это такое ритуальное украшение головного убора, которое датируется V-IV веками до нашей эры. Там есть шлем и военное снаряжение, которые четко датируются. Материала у нас пока нет на руках, он хранится в Нацбанке. Почему перепутали? Была информация: «поздняя античность, раннее средневековье». Дело в том, что там копали разные археологи, именно на этом месте. То, что мы исследовали с Александром Юрьевичем Скаковым в начале 2000-х, тот материал мы датировали IV-VI веками нашей эры».
Разумеется, многих граждан заинтересовало наличие в могильнике пролежавших там две с половиной тысячи лет золотых изделий. Еще бы, как поется в старой песне, «золото манит нас». Шлем, найденный в Ачандаре, – бронзовый. Ну, а каков вес действительно найденных золотых изделий? Директор музея сказал:
«Просто как золото... Я не думаю, что его там особо много. Ну, сколько может весить серьга? Их же ценность не в весе как золота, а как в произведении искусства. Это богатое захоронение, конечно же, там не рядовой воин был похоронен. Я не знаю пока. Там есть военное снаряжение, доспехи воина и украшения женские. Надо выяснить еще...
– А скелет один?
– А кто его знает. Пока еще там такие раскопки не проходили».
Джопуа склоняется к мысли, что это так называемое парное захоронение. Ну, а как назывались эти люди, на каком языке говорили? Если бы речь шла о раннем средневековье, то можно было бы назвать их абазгами. Ну, а еще на полторы тысячелетия раньше древние греки именовали живших там аборигенов гениохами. Так или иначе, совсем нельзя исключать, что это были прямые, хотя и далекие предки Рустама Чхебелия...
О нем самом же в интернет-сообществе развернулось целое обсуждение. Некоторые, наслушавшись историй про «черных копателей», даже удивлялись, что человек сдал найденное государству. Кто-то сомневался, чего ему вздумалось зимой землю копать, но им напомнили, что зима нынче теплая, а деревья лучше сажать с осени по весну, когда они «спят».
И вот что рассказывает сам Рустам Чхебелия, который нашел древнее захоронение 31 января буквально в метре от места, где раньше вели раскопки археологи:
«Это не клад. Я нашел захоронение возле наших могил. Останки лежали так же, как мы сегодня хороним людей. Там лежал разломанный бронзовый шлем, наконечники, копья и украшения. Я ничего ни от кого не скрываю, как пишут в интернете. Я не стремился стать знаменитым, когда сдавал найденное. Это ведь захоронение! Близкие не уговаривали меня молчать. Мы семьей приняли такое решения, понимая, что это историческая ценность. Я позвонил археологам, уточнил, что в таких случаях делать. Потом все вместе поехали к президенту, и он дал распоряжение. Приехали ко мне и все по описи забрали».
Уже сейчас понятно, что найденное в Ачандаре станет одними из самых ценных экспонатов в Абхазском музее. И уже раздаются голоса, что государству надо материально поощрить Рустама Чхебелия.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетии