Журналисты, политики и эксперты собрались сегодня в медиа-центре «ИР» в Цхинвале, чтобы обсудить проблему доступа к информации. Помимо закрытости власти, одной из главных проблем, по мнению участников встречи, остается правовая неграмотность сотрудников СМИ.
По словам руководителя общественной организации «Журналисты за права человека» Ирины Яновской, проблема не новая для Южной Осетии. Ожидалось, что ее удастся решить после появления в республике закона о доступе к информации. Пока закон не принят, нарушения прав журналистов продолжаются из года в год, говорит Ирина Яновская:
«Все началось с истории, связанной с общественным защитником или с гражданским активистом Тимуром Цхурбати. Его не допустили на открытое судебное заседание два года назад. Время шло, и появились еще «обиженные журналисты». Когда бывает один, второй, третий подобный случай, то для маленькой Южной Осетии – это факты, говорящие о ситуации в определенной сфере. В данном случае – это судебный департамент».
Your browser doesn’t support HTML5
Журналистов, каждый из которых делился собственным опытом общения с судебными органами или пресс-службами правительственных структур, интересовала судьба этого законопроекта. В октябре 2017 года глава парламентского комитета по национальной политике, культуре, образованию, науке, религии и СМИ Юрий Габараев заявлял, что в парламенте ведется его разработка. Закон до сих пор не принят, а Юрий Габараев, с которым сотрудники СМИ надеялись пообщаться в неофициальной обстановке, к их разочарованию, так и не пришел.
Депутат парламента Амиран Дьяконов считает, что действующий закон «О средствах массовой информации», принятый не так давно, полноценно регулирует отношения власти и журналистов:
«Что мешает вам исполнять свою работу? Я многое сегодня услышал, но, как я понял, с чисто правовой точки зрения – проблем нет. Есть проблема исполнения законодательства, я имею в виду органы государственной власти, госучреждения, лиц, занимающих государственные должности. В законах о СМИ прописаны, в том числе, и формы ответственности за непредоставление должностным лицом информации средствам массовой информации, которые аккредитованы в соответствии с действующим законодательством республики. Просто знайте свои права и боритесь за свои права. Возьмите закон, сделайте конкретную памятку со ссылкой на конкретные статьи законов и кладите этот закон, эти ссылки перед чиновником: я имею право получить эту информацию, вы мне обязаны ее дать, если вы считаете, что не обязаны, то за этим следует дисциплинарная ответственность за непредоставление информации».
У журналистов должен быть доступ к информации, считает эксперт Алан Джуссоев, и в рамках нормативно-правовой базы проблем нет. Но есть и своя специфика, например, при освещении судебных заседаний, о которых много говорили на встрече, продолжает Алан Джуссоев:
«Специфика в том, что даже если открытое судебное заседание проходит по каким-то бытовым спорам, то на заседании могут освещаться такие проблемы, которые могут касаться личной жизни. Никто не хочет выносить свою личную жизнь напоказ. То есть я считаю, что вести видеосъемку в суде нельзя. А если есть регламент, именно от заседания к заседанию суда, по специфике, что можно вести аудиозапись, тогда почему нет?»
С доступом к информации у нас действительно проблемы, делится с «Эхом Кавказа» владелец интернет-сайта «Аланияинформ» Юрий Бетеев:
«У нас республика развивается, но новые руководители на местах не до конца понимают, что не надо чувствовать себя маленькими царьками, которые считают: это моя организация, что хочу, то и делаю. На самом деле, чем больше будет доступной информации, тем легче будет снимать напряжение в обществе. Это общая практика: лучше говори ты, чем будут говорить за тебя и не в твою пользу. Я хочу сказать, что в последнее время был приятно удивлен, что, допустим, вчера было два народных протеста, гражданские акции. И когда такие события показывают по государственному телеканалу, то возникает меньше вопросов и возникает больше доверия к государственным СМИ».
Особенности работы в маленьком обществе, где многим трудно переступить через личные связи, также существенно влияют на качество работы журналистов, добавил Бетеев.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетии