Грузия заняла 79-ю строчку в ежегодном рейтинге британского исследовательского центра The Economist Intelligence Unit, попав в категорию стран с «переходным режимом демократии». За год Грузия опустилась в рейтинге на одну строчку.
В Индекс демократии стран мира (The Democracy Index) 2017 года, составленный авторитетным изданием, попали 167 государств. Индекс замеряет уровень демократии внутри государства и основан на экспертных оценках и результатах опросов общественного мнения по 60 ключевым показателям, сгруппированным в такие категории, как избирательный процесс и плюрализм, деятельность правительства, участие в политических процессах, политическая культура, гражданские свободы. В соответствии с полученными результатами страны попадают в одну из четырех категорий: «полная демократия», «недостаточная демократия», «гибридный режим» и «авторитарный режим».
Your browser doesn’t support HTML5
В текущем рейтинге Грузия оказалась в числе стран с «гибридными режимами». Из постсоветского пространства выше в списке находятся государства Балтии (Эстония, Литва, Латвия) и Молдова. Ниже всего Грузия была оценена с точки зрения деятельности правительства и политической культуры, получив 4,3 и 5 баллов из 10 возможных. Наиболее высоко британские эксперты оценили избирательные процессы и плюрализм в Грузии – 8,7 баллов из 10.
С 2010 до 2013 года Грузия демонстрировала видимый прогресс, поднявшись в рейтинге со 103-го по 78-е место, однако с тех пор страна в рейтинге забуксовала. В разговоре с «Эхом Кавказа» эксперт Центра стратегических исследований и развития Леван Алапишвили проанализировал причины стагнации:
«Грузия остро нуждается в коренном реформировании политической системы. У нас сформирована уродливая, я бы сказал, условно коррупционная партийная система, при которой правящая элита за счет налогоплательщиков удерживается у власти, подпитывая условную оппозицию, которая также получает дотации из бюджета. Все последние исследования авторитетных организаций подтверждают существование пропасти между правящей элитой и избирателями. Получается замкнутый круг, когда правящая сила, ответственная за демократизацию общества, как правило, после завершения выборов запирается в кабинетах, формируя вокруг себя вакуум. Это диагноз нашей 25-летней политической системы – по этой причине смена власти чаще происходила насильственным путем, что в очередной раз отбрасывало нас в демократическом развитии. Если все продолжится в том же духе, нам не избежать очередного цикла обострения, и я не хочу, чтобы демократия в третий раз расплатилась за безответственность наших политиков».
По версии авторов доклада, в мире существует 19 стран с полной демократией – это 11% от всего числа государств, попавших в исследование. Наибольшее количество стран находится в режиме частичной демократии. В категорию стран с авторитарным режимом попали 52 государства.
По мнению Левана Алапишвили, замедление демократического развития страны может еще более отбросить Грузию назад.
«Главным вызовом для нашего государства является заметное отставание от уровня демократии ведущих стран. Если мы как нация претендуем на построение устойчивого демократического государства, то должны условиться в одном – нам нужно коренное и быстрое реформирование всей политической системы, которое формируется не в закрытых кабинетах, как происходит сейчас, а с вовлечением каждого гражданина страны», – резюмировал эксперт.