На днях жители Гагрского района, собрав под своим письмом более двух тысяч подписей, обратились к президенту Абхазии Раулю Хаджимба с предложением назначить главой администрации района Астамура Кецба. В обращении отмечается, что «в случае игнорирования просьбы жители района проведут референдум».
В Абхазии за всю ее историю проводилось два референдума. Или, как шутят некоторые, полтора: ведь если первый, совмещенный в 1999 году с выборами президента, на котором была одобрена Конституция республики и внесены изменения в судебную систему, состоялся, то второй, инициированный нынешней оппозицией в 2016 году – об отношении к досрочной отставке президента, – прошел в силу перипетий политической борьбы при рекордно низкой явке – меньше двух процентов избирателей – и был признан несостоявшимся. А вот о «районном референдуме» заговорили впервые. Собственно, коль речь идет о кадровом вопросе, наверное, уместнее было бы воспринять это как выборы главы администрации. Но глав регионов в Республике Абхазия никогда не выбирали, дабы не подвергать лишним испытаниям т.н. вертикаль власти. Изначально глава государства назначал главу администрации района или города из числа депутатов районного или городского Собрания, но чаще назначал исполняющим обязанности «человека со стороны», а когда подходило время выборов в органы местного самоуправления, тот избирался в Собрание и избавлялся от приставки «и.о.». Данная громоздкая система многими критиковалась, и пару лет назад перешли к другой: президент назначает главу, но при этом надо, чтобы эту кандидатуру поддержало Собрание в регионе. Если не поддержит, президент представляет другую...
Your browser doesn’t support HTML5
Пока подобных «несовпадений» не случалось, но Гагра – это особый регион, который еще в советские времена в шутку называли «отдельной республикой» и где в конце 70-х пришлось сжечь тираж местной газеты, потому что в нем поспешили напечатать информационное сообщение об избрании первым секретарем горкома партии привезенного человека, которого абхазское население приняло в штыки; в итоге руководителем региона (тогда он назывался зоной города Гагра) стал другой.
Когда после прихода в 2005 году к власти в Абхазии команды Сергея Багапша он стал заменять глав регионов на своих людей, гагрцы опять же проявили упорство и прежний глава администрации района Валерий Бганба, будущий спикер абхазского парламента, держался на своем месте больше года, до конца мая 2006-го. Багапш хотел назначить на это место, и в конце концов назначил, выходца из очамчырского села Джгярда, откуда были и его корни, Астамура Кецба. Астамур Шамильевич стал гагрцем давно, еще до войны, но его противники все равно воспринимали его как чужака. И хотя у многих жителей города и района он за годы своего руководства регионом снискал уважение как энергичный деятельный руководитель, при котором многое изменилось к лучшему, его противники не раз выступали с нападками на него, в частности, в республиканских СМИ.
Большой скандал разразился весной 2011 года, еще при жизни Багапша, когда его противники разыскали и разместили в прессе платежную ведомость, по которой он в сентябре 1992 года, когда Гагра полтора месяца контролировалась грузинскими войсками, получил зарплату как председатель горсуда. И хотя Служба госбезопасности выступила тогда в защиту Кецба, объяснив, что он получал ту зарплату уже после освобождения Гагры, его противники были убеждены, что нанесли ему серьезные репутационные потери. Так или иначе, но после смерти Багапша одним из первых своих указов третий президент Александр Анкваб освободил его от должности. Впрочем, вряд ли скандал с платежной ведомостью сыграл тут решающую роль...
Кецба сменил на его посту Григорий Еник, а того при президенте Рауле Хаджимба – Беслан Барциц. Когда последний пошел на повышение и стал премьер-министром, кресло главы администрации Гагрского района занял родной брат Валерия Бганба – Заур.
Для непосвященных уход Заура Бганба 29 января сего года по собственному желанию со ссылкой на состояние здоровья стал неожиданностью: ведь он возглавлял район чуть более полутора лет и мог бы еще, казалось, поработать. Но, по неофициальной информации, недовольные его руководством собирались провести большое собрание в районе и подвергнуть там его жесткой критике, и он, взвесив все «за» и «против», решил избавиться от этой головной боли, добровольно сложив полномочия. В тот же день временно исполняющим обязанности главы был назначен его заместитель Геннадий Цвижба.
Наблюдатели, однако, обратили внимание, что это назначение не сопровождалось, как водится, публикацией биографии назначенного. Вскоре стало ясно почему: он не рассматривался как кандидатура на пост первого лица в районе.
Вчера в конференц-зале администрации Гагрского района состоялось собрание общественности с участием депутатов районного Собрания. В одной из групп соцсети «Фейсбук» велась его прямая видеотрансляция. Около ста недовольных гагрцев требовали наведения порядка в жилищно-коммунальном хозяйстве, жаловались на другие недостатки. «Нам нужен во главе района хороший хозяйственник», – говорили они и предлагали вернуть на должность главы администрации Астамура Кецба.
Между тем, как сообщил председатель Собрания Гагрского района Астан Агрба, президент Рауль Хаджимба направил письмо в Собрание, в котором предложил ему утвердить на эту должность начальника районного отделения СГБ Абхазии Геннадия Сичинава. А во вторник в Собрание Гагрского района поступила копия обращения жителей района на имя президента Абхазии с предложением назначить главой администрации Астамура Кецба, который в настоящее время является советником президента РА по внешнеэкономической деятельности.
Что касается возможности проведения в районе референдума, то, в соответствии со статьей 11 закона «Об управлении в административно-территориальных единицах Республики Абхазия», по наиболее важным вопросам местного значения действительно может проводиться местный референдум. В нем имеют право участвовать граждане, проживающие на территории местного самоуправления и обладающие избирательным правом. Участие осуществляется непосредственно, на добровольной основе. Решение о проведении местного референдума принимается органом местного самоуправления по собственной инициативе либо по требованию не менее 10 процентов граждан, проживающих на территории местного самоуправления и обладающих избирательным правом.
Если исходить из того, что в Гагрском районе проживает около сорока тысяч человек и, соответственно, тысяч тридцать из них обладают избирательным правом, то для инициации референдума, в случае необходимости, надо будет добавить к имеющимся подписантам обращения еще около тысячи. Задача в общем-то выполнимая.
Но очень бы такого развития событий не хотелось. Характерен один краткий интернет-комментарий: «Это опасно!» Действительно, в Абхазии так устали уже от продолжающегося полтора десятка лет, несмотря на все «кадровые замены» в них, противостояния двух политических лагерей. А если еще к этому добавится такое же противостояние в наиболее экономически благополучном, благодаря туристической сфере, районе?
На днях в Собрании района должно состояться голосование по предложенной президентом кандидатуре. Тогда и выявится, по какому сценарию пойдут далее события.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетии