«Оппозиция должна объединиться, чтобы победить на президентских выборах» – призыв экс-президента Грузии Михаила Саакашвили в эфире телекомпании «Рустави 2» вызвал неоднозначную реакцию в политическом спектре.
Ни одна из оппозиционных партий не сможет одержать победу на предстоящих президентских выборах в Грузии в одиночку. Экс-глава государства, а ныне лидер украинской оппозиции Михаил Саакашвили дал «отеческий» совет своим нынешним и бывшим соратникам, а также всему оппозиционному спектру:
«Национальному движению» необходимо провести к президентским выборам праймериз вместе со всеми остальными оппозиционными партиями. Например, надо организовать трехмесячные дебаты при помощи какой-нибудь уважаемой компании, занимающейся социологическими исследованиями, необходимо вычислить рейтинги и в результате выдвинуть того человека, который будет иметь самый высокий рейтинг».
Your browser doesn’t support HTML5
При этом Саакашвили отверг сотрудничество с конкретными силами, в частности, с «Альянсом патриотов» и некоторыми бывшими соратниками, которые, по мнению экс-президента, «продались» Бидзине Иванишвили.
И хотя Саакашвили не назвал конкретных имен, бывшие соратники обиделись. По мнению главы политсовета «Европейской Грузии» Гиги Бокерия, то, что между силами прозападной оппозиции должно быть сотрудничество, – бесспорно, но объединение вокруг фигуры Саакашвили исключено:
«Объединение прозападной оппозиции вокруг Саакашвили произойти не может. Подтверждение этому – интервью, которое было потоком взаимоисключающих мыслей деградировавшего лидера. Он, с одной стороны, призывал оппозиционные партии к объединению к президентским выборам, с другой стороны, говорил, что выборы не имеют смысла, так как выборами Иванишвили не победить. Этот посыл устраивает Иванишвили, так как формирует у протестных избирателей чувство безнадежности. Говорил о каком-то объединении с нами, при этом продолжал грязную кампанию клеветы в стиле «Асавал-дасавали» (грузинский таблоид) и «Грузинской мечты», в том числе, и против «Европейской Грузии».
При этом, по словам Бокерия, «Европейская Грузия» рассматривает сотрудничество со всеми прозападными политическими силами, которые отвечают главным требованиям: не быть союзником Кремля, не проповедовать ненависть и насилие и не быть союзником Бидзины Иванишвили. Что же касается сотрудничества конкретно с «Национальным движением», это, по словам одного из лидеров «Европейской Грузии», зависит от того, каким его бывшие товарищи по партии видят формат этого сотрудничества.
Впрочем, у «Национального движения» свои претензии к «Европейской Грузии». Ника Мелия считает, что перед тем, как говорить о президентской гонке, бывшие соратники могли бы протестировать результативность сотрудничества на предстоящих весной региональных выборах в Вани и Хони:
«Никто никого не просит объединяться вокруг Саакашвили. Но также не надо нас просить объединиться вокруг Угулава (Гиги Угулава – бывший мэр Тбилиси, один из лидеров «Европейской Грузии»). Последние 2-3 недели проводились консультации на разных уровнях с разными сторонами, чтобы голосовать за одного кандидата в избирательных округах Вани и Хони. Но что мы увидели? «Европейская Грузия» представила г-на Угулава в качестве кандидата. Я не думаю, что г-н Угулава сегодня в такой политической форме, чтобы победить кандидата от правящей силы. На это есть целый ряд причин. И поэтому мы должны подумать о более сильном, общем кандидате от оппозиции в избирательных округах Вани и Хони. Я надеюсь, что «Европейская Грузия» также примет активное участие в этих консультациях, и мы сможем принять общее решение. После этого станет гораздо более вероятным договориться по единому кандидату от оппозиции на президентских выборах».
Не верят в способность противников власти договориться между собой и в непарламентской оппозиции. В частности, республиканец Леван Бердзенишвили считает, что экс-президент утратил связь с политической реальностью в Грузии. А его собственная партия на недавних выборах в органы местного самоуправления выдвинула своего кандидата на пост мэра Тбилиси, хотя идея объединения и в тот момент была бы куда более выгодной, чем бороться с представителем власти по одиночке. Да и в правящей партии, если верить одному из идеологов «Грузинской мечты» Гии Вольскому, не особо беспокоятся о том, что оппоненты прислушаются к «голосу киевских улиц»:
«Я не думаю, что призыв Саакашвили имеет какой-либо вес среди оппонентов «Грузинской мечты» на политической арене. Я думаю, что Саакашвили – это вчерашний день в нашей политике. У этого человека есть свои политические планы, но я очень сомневаюсь в том, что он обладает серьезным авторитетом. И я сомневаюсь в том, что его призыв как-то отразится на планах наших политических оппонентов».
К настоящему времени о желании принять участие в выборах президента заявили экс-спикер парламента Грузии, лидер оппозиционной партии «Демократическое движение» Нино Бурджанадзе, лидер лейбористов Шалва Нателашвили, а также действующий глава государства Георгий Маргвелашвили. Кстати, комментируя перспективы последнего, его предшественник отметил, что в данном случае не может делать оценок и долгосрочных прогнозов, поскольку многое в ситуации может измениться.
Выборы президента пройдут в Грузии осенью 2018 года. Победитель станет последним главой государства, избранным путем прямого всенародного голосования.