ПРАГА---Кавказские активисты несколько лет назад создали сообщество для независимого исследования истории чеченского народа, где без надзора и запретов могут обсудить проблемы сохранения исторических ценностей и делиться своими мнениями по поводу разных находок. Группа особо выделяет вопрос сохранения древнейших башен и захоронений от мародеров. На днях активисты узнали, что в Чеберлоевском районе, древнем селении Хой, мародеры успели разрушить основание стены старейшей башни и вытащили камни с петроглифами. Мы беседуем о проблемах сохранения древнейших памятников с одним из основателей сообщества, меценатом Юни Успановым.
Амина Умарова: Юни, когда было создано Чеченское историческое общество и в чем была необходимость его создания?
Юни Успанов: Чеченское историческое общество создано более трех лет назад. Я был приглашен в Чеченскую Республику по работе (всю жизнь прожил за пределами республики), я оказался в горном районе Чечни, Чеберлое. Это комплекс Казеной Ам (озеро). Там находится огромное количество наших башенных комплексов, старинных поселений, т.е. многое связано с историей. Я понял, что очень мало уделяется внимания нашей настоящей истории, какая она есть. Есть какие-то версии... Потом я начал сталкиваться с тем, что есть какие-то темы, которые просто запрещены для освещения. Я своей задачей поставил – как спонсор, как меценат, – что нужно заниматься историей.
Your browser doesn’t support HTML5
Сам не являюсь ни историком, ни исследователем. Но, как менеджер, посчитал, что людям необходимо создать площадку для общения, чтобы специалисты могли обсуждать любые направления, связанные с чеченской историей – будь то археология, этнография и все остальное, связанное с историей. Пока шли войны, пока депортация, все некогда было из-за катаклизмов в истории нашего народа. И я предложил: давайте создадим Чеченское историческое общество. Ученые пусть занимаются разными направлениями. Мы будем заниматься не только тем, чем занимается Академия наук. Есть люди, которые всю жизнь занимаются другим делом, но посвятили свою жизнь изучению родного края, будь то история средних веков, археология, чеченский язык, предания... Мы собирались, проводили кучу мероприятий, получили неодобрение и ревностное отношение со стороны Чеченской Академии наук. Начали нас воспринимать как конкурентов. Мы решили говорить с народом, а не просто в кабинетах сидеть и осваивать деньги. Мы не действуем по указке, по команде – эту тему трогать, эту – нельзя.
Амина Умарова: Вы недавно опубликовали короткий видеорепортаж из высокогорного села Хой, показывающий разрушения в стене с древними надписями. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
Юни Успанов: Камень, о котором идет речь, на нем 63 петроглифа. Это текстовое сообщение. Это не просто знак, высеченный на камне. Это целое предложение, три строчки, почти четыре строчки. Длинное предложение. Есть основания полагать, что это связано с арамейским языком, прародителем языка иудеев, но который читается на чеченском языке. Сейчас это признают мировые ученые. На Северном Кавказе такого длинного текста с петроглифами нет вообще. Я все время гордился этим камнем и всех туристов, ученых возил к нему. В этот раз приезжаю к нему, смотрю, а верхняя плита сброшена вниз, ломом поддет этот камень. То есть его явно пытались украсть. Понятно, что чеченская история очень много потеряла, в первую очередь когда разрушались (комплексы, башни) во время кавказской войны. В годы депортации (вайнахского народа) чеченцев 13 лет не было на родных землях, наши горы с историческими башенными комплексами прошерстили разного рода историки и проходимцы, мародеры. Потом во время двух войн последние 25 лет просто вычеркнуты (из жизни) из-за того, что там мародерничали по-страшному, бомбили по-страшному, уничтожали по-страшному.
Амина Умарова: А что вы предлагаете для того, чтобы сохранить древние артефакты от разграбления и уничтожения?
Юни Успанов: Сколько у нас в горах исторических мест, указывающих и подтверждающих нашу глубочайшую историю. Сейчас у людей, естественно, интерес возникает, но опять же у некоторых этот интерес здоровый, в плане узнавать новое, а у других – нездоровый. Они могут запросто покуситься на древнее, просто выбивать камни с петроглифами с этих башенных комплексов, и на продажу. Сейчас мы готовим обращение к властям. Недавно я был в горах, спускался и попросил глав администраций горных сел лично пообщаться с начальником РОВД, чтобы на постах проверяли машины, чтобы никто не мог вывезти камни, чтобы был максимальный контроль, поставить щиты. В башенных комплексах необходимо поставить фотоловушки, чтобы люди понимали, что за этим стоит серьезное государство, контроль, и не позволят никому (разрушать).