Югоосетинская неделя: назначить судей, отобрать помещение и закрыть партию

Начну с истории, которую трудно назвать событием недели, потому что она длится уже два года, но и обойти ее тоже нельзя хотя бы потому, что на днях она получила новое продолжение. Это история про то, как власти на протяжении последних двух лет пытаются переселить поликлинику из здания в центре Цхинвала на окраину города в здание соматической больницы. Как заявил министр здравоохранения Георгий Тотчиев в декабре прошлого года, в освободившихся помещениях планируется разместить общество инвалидов и ветеранов, управление по труду и занятости, врачебный физкультурный диспансер и еще ряд учреждений.

5 февраля около сотни сотрудников в знак протеста против выселения вышли из здания и в течение двух часов простояли на улице в ожидании представителей властей, чтобы выразить им свое несогласие. В своем мнении врачи не одиноки – пациенты поликлиники собрали около 2000 подписей в их защиту. Их логика понятна: они полноправные граждане, у них есть свое мнение по поводу того, где лучше быть поликлинике, их позицию поддерживают пациенты – все хотят, чтобы учреждение находилось в центре города, в чистом, ухоженном квартале. Они считают несправедливым, что чиновники хотят их выселить, чтобы освободить помещение под административные нужды, т.е. для себя. Может быть, они не знают всех обстоятельств дела, но это их мнение – они имеют на него право и имеют право его выражать. С ними надо разговаривать. Но чиновники поступают иначе, как именно, в интервью моей коллеге Ирине Келехсаевой рассказала главный врач цхинвальской городской поликлиники Тамара Санакоева:

Your browser doesn’t support HTML5

Югоосетинская неделя: назначить судей, отобрать помещение и закрыть партию

«Конечно же, со стороны начальства реакция последовала сразу: а как они на улице, если они должны быть на своих рабочих местах? Пожалуйста, составьте акт. Вместе с заведующей, вместе со старшей сестрой мы прошлись по поликлинике. И мы составили акт. Затем мы ознакомили их с этим актом, я попросила у них объяснительные. Я посчитала, что выговоры им делать не буду и ограничусь замечаниями. Остальные не захотели ни ознакомиться с актом, ни расписаться. Затем составляется акт о том, что эти люди не пишут объяснительные».

Всего в результате проверки 5 февраля на рабочем месте не оказалось 12 человек, из них четверо получили выговоры из-за отказа написать объяснительные. Что такое объяснительная? Это донос на самого себя и на своих товарищей. Это такое изощренное унижение гражданина, взрослого человека, когда его заставляют оправдываться, как нашкодившего школяра, и, наконец, это запугивание, дескать, мы всех переписали, у нас есть ваши признания, и теперь мы вольны делать оргвыводы – увольнять, выносить выговоры.

Есть в этой истории один момент, на который я бы хотел обратить ваше внимание. За этот год проявлений недовольства властью – акций протеста и обращений в суд на органы власти – было больше, чем за все правление Леонида Тибилова: их было немного, но больше. Почему так? При Тибилове можно было договориться или найти защитников, благо у кормила власти было несколько групп влияния, между которыми оставалось какое-то пространство для маневра. Например, два года назад, когда была точно такая же ситуация – медиков пытались выселить из здания поликлиники, – за них заступился в ту пору спикер парламента Анатолий Бибилов, благодаря ему врачи отстояли поликлинику. А вот теперь заступиться перед Бибиловым уже некому. Вся полнота власти, все рычаги влияния в одних руках. В довершении ко всему, как говорят, готовность к компромиссам – большая редкость в окружении президента.

Наверное, отсюда и настроение сплачивать ряды, собирать подписи, выходить на акции протеста. Некоторые поступают иначе, как, например, политическая партия «Маесыг» («Башня»). Основанная в 2016 году, она создала прецедент, впервые подав в суд на Министерство юстиции Южной Осетии. Оргкомитет партии категорически не согласен с отказом ведомства в регистрации. В суд партия подала иск полгода назад. Суд обязал ответчика – Минюст – представить необходимые доказательства, что партию нельзя регистрировать. На этом процесс и заглох. На этой неделе должно было состояться судебное заседание, но его отложили до понедельника. Послушайте фрагмент интервью председателя партии «Маесыг» Ботаза Гаглоева моей коллеге Жанне Тархановой:

«Несколько причин мелких было для отказа. То наименование правильно не написано, то, не знаю, по мелочам. Элементарные ошибки есть. Например, вместо слова «региональная» было у нас написано «районная», вот такие мелкие ошибки... Сегодня отложили заседание, потому что Минюст должен был опубликовать свое решение, они его не отпечатали. Но Минюст говорит, что опубликовал, и вот они эту публикацию не предоставили суду и обещают принести в понедельник. Судья сказал: принести, чтобы он посмотрел. С нашей стороны никаких нарушений нет».

Министр юстиции Залина Лалиева заявила, что причиной отказа в регистрации стали серьезные ошибки представителей партии, но за полгода они так и не были названы и представлены суду. Значит, их не существует – согласитесь, трудно найти другое объяснение.

Между тем сомнения в объективности этого судебного процесса могут дорогого стоить действующей власти. Минюст уже закрыл через суд три партии, деятельность еще нескольких приостановлена. Если этот процесс будет сопровождаться нарушениями закона, то партию «Единая Осетия», к которой принадлежит министр юстиции и членство в которой приостановила председатель Верховного суда, могут обвинить едва ли не в попытках узурпации власти.

Как тут не вспомнить и памятное заявление еще одного члена «Единой Осетии» спикера Петра Гассиева о том, что 16 партий на республику с населением 50 тысяч человек – это слишком много, надо бы их сократить до одной, максимум двух.

14 февраля президент Анатолий Бибилов представил парламентскому комитету по законодательству, законности и местному самоуправлению новый состав Верховного суда. На следующий день в четверг представление рассмотрел президиум парламента и вынес его на обсуждение ближайшей сессии законодательного собрания.

Если учесть, что партия власти «Единая Осетия» имеет в парламенте больше половины голосов, можно не сомневаться, что все представленные кандидатуры будут утверждены.

Итак, состав будущего Верховного суда выглядит следующим образом: депутаты рассмотрели также представления президента о назначении Ларисы Бязровой, Наны Гагиевой, Альберта Гиголаева, Дмитрия Техова, Ирины Маргиевой, Карины Цховребовой, Виолеты Хачировой и Зарины Джиоевой.

Из восьми членов Верховного суда пятеро остаются от прежнего состава и лишь трое новичков, из которых Лариса Бязрова до этого работала судьей Высшего арбитражного суда, а после его расформирования – судьей арбитражного суда. Дмитрий Техов ранее работал судьей Знаурского районного суда. Единственный новый человек в судебной системе – это Зарина Джиоева.

Еще совсем недавно президент республики и новоназначенный председатель Верховного суда выступали с критикой этих самый судей, говорили, что парламент буквально завален жалобами на незаконные решения судейских и заявляли, что видят своей главной задачей на этом направлении – восстановить доверие общества к судебной системе. И как теперь понимать эти назначения? В какой мере переназначение судей, уже скомпрометировавших себя в глазах общества, утративших его доверие, может способствовать такому благородному делу, как возврат доверия к судебной системе? Интересно также, каким образом эти люди вдруг заслужили доверие руководства?

Просто интересно, каким могло быть, например, собеседование председателя Верховного суда и соискателя судейской мантии. Что должен был сказать соискатель, какую клятву произнести или какую молитву прочитать, чтобы снова стать честным и заслуживающим доверие?

Иными словами, назначение нового состава Верховного суда явно не тянет на оздоровление кадров и возврат доверия общества. Это по-прежнему коллектив послушных исполнителей, готовых выполнить любое поручение. Наверное, для других задач нужны другие люди.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетии