Во Владикавказе открылось российско-иранское общество дружбы «Иран – Иристон». Оно ставит целью расширение гуманитарных и культурных связей с Исламской Республикой Иран.
Это второй подобный культурно-образовательный центр в России после Санкт-Петербурга. На открытии присутствовали прибывший из Москвы атташе по культуре посольства Исламской Республики Иран в России Реза Малеки и руководитель представительства Министерства иностранных дел РФ во Владикавказе Алан Хетагуров.
По словам Реза Малеки, открытие центра российско-иранской дружбы в Северной Осетии неслучайно:
«Когда я впервые приехал в Северную Осетию, меня сильно поразило, как люди разных национальностей и религиозных конфессий живут в атмосфере мира и добрососедства. Это является очень важной ценностью вашего народа наравне со всеми другими культурными достижениями».
Your browser doesn’t support HTML5
Председатель российско-иранского общества дружбы «Иран – Иристон», кандидат философских наук Тимур Дзеранов считает, что основной задачей центра будет укрепление культурных, научных, деловых связей между общественными организациями и деловыми кругами Российской Федерации и Исламской Республикой Иран.
В Северной Осетии уже несколько лет успешно функционирует общественная организация «Единение», объединившая персидскую диаспору Северной Осетии. Руководит организацией Рашид Реза-заде, чьи предки переселились в Северную Осетию еще в XIX веке и во многом способствовали развитию торговли и промышленности на Северном Кавказе.
«В организацию «Иран – Иристон» вошли осетинские ученые, специалисты по восточным языкам, будут проходить обмены студентов. Министерство культуры, Министерство по делам национальностей задействованы в работе центра, так что задел серьезный есть», – говорит Рашид Реза-заде.
В XIX веке мусульманская община Владикавказа была представлена персами-шиитами и азербайджанцами, переселившимися из Закавказского края – Елизаветпольской, Бакинской, Эриванской (Нагорного Карабаха и внутренних районов) и Тифлисской губерний. По данным Госархива Северной Осетии, в 1903 году во Владикавказе проживало 800 азербайджанцев и 2000 персов, исповедовавших шиизм. Возникла необходимость открытия в столице Терской области – Владикавказе – персидского консульства и мечети, в связи с чем на правом берегу реки Терек в конце XIX века возвели персидскую (шиитскую) мечеть, которая до сих пор украшает архитектурный облик города. В советское время – с 1963 по 1992 год – в шиитской мечети Владикавказа был расположен планетарий. Некоторое время назад власти республики поставили точку в споре между суннитами и шиитами, претендовавшими на здание шиитской мечети. В памятнике историко-культурного наследия вновь открывается планетарий.
Рашид Реза-заде говорит, что «не все мусульмане-шииты удовлетворены тем, что из духовного храма делают храм астрономический». Однако, по мнению экспертов, общество «Иран – Иристон» вряд ли будет оспаривать решение органов власти Северной Осетии. Перед центром стоят амбициозные задачи – создать во Владикавказе мощный научно-аналитический центр по изучению Ближнего Востока, считает востоковед Эльбрус Сатцаев:
«Культурные и научные связи будут развиваться. Исторически с Ираном у нас богатые связи – это и общность языка и духовного наследия. В Осетии много специалистов по персидскому языку, восточным языкам. Иранцы очень хорошо себя чувствуют в Осетии. Мне говорили часто, что по сравнению с другими северокавказскими регионами иранцам в Осетии комфортно, чувствуется некая генетическая связь. Поэтому, думаю, нам надо активнее заниматься этими отношениями, и тогда Владикавказ станет центром изучения Востока на Северном Кавказе, учитывая, что именно в Осетии до революции 1917 года располагалось иранское консульство».
В последние годы взаимный интерес Тегерана и Владикавказа заметно вырос. В стенах СОГУ им К. Хетагурова появился центр иранской культуры, возобновилось изучение персидского языка.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетии