С чем только ни сравнивали желтые пушистые шарики на зеленых веточках – акацию серебристую или, как ее называют в народе, мимозу, популярный символ на постсоветском пространстве женского праздника 8 марта! И с нежными «золотыми букетами», и с миниатюрными цветочными «цыплятами»... Если взять за основу последнее сравнение, то, наверное, по аналогии с выражением «цыплят по осени считают», в Абхазии можно сказать: «мимозу в начале марта считают».
Да, ведь, помимо прочего, в последние десятилетия эти необычные, растущие на деревьях, сезонные цветы стали одним из «трех китов» растениеводства, которые позволяют экономически выживать в республике многим. Перед Новым годом – это пик сезона экспорта цитрусовых, более продолжительный период – ореха-фундука, самый же короткий, ввиду того, что товар – очень скоропортящийся, – это «мимозовая страда», продолжающаяся неделю-две перед Международным женским днем 8 Марта.
После этой даты веточки мимозы претерпевают примерно такое же изменение, как карета из сказки, которая превращается в тыкву. Точнее, оставаясь по виду такими же, они практически одномоментно перестают пользоваться спросом...
Your browser doesn’t support HTML5
Ввиду слабо развитой экономики и сильно развитой безработицы, для многих жителей республики продажа цветов мимозы – неплохой способ заработать в промежутке между сезоном вывоза урожая цитрусовых и началом летнего турсезона. Благо, растет мимоза во многих местах (завезена в Абхазию в середине позапрошлого века) и не требует ухода, лечения, в отличие от цитрусовых насаждений и ореха.
Урожай цитрусовых в минувшем сезоне в Абхазии минимум наполовину угробил мраморный клоп. Согласно статданным Государственного таможенного комитета Абхазии, на 9 января сего года из Абхазии в Россию экспортировано 5,4 тысячи тонн мандаринов, тогда как в аналогичный период 2017 года эта цифра равнялась 15 тысячам тонн, а 2016 года – 22,3 тысячи тонн.
И когда в нынешнюю теплую зиму уже в конце января по обочинам автодорог зажелтели цветущие кроны мимозовых деревьев, многие жители Абхазии начали вздыхать: «Ну, все, теперь даже с мимозой облом – отцветет раньше времени». Но другие им возражали: у разных пород мимозы разные времена цветения, лишь бы морозы не ударили». Хотя и понимали, что экономике Абхазии мимоза не может столько дать, сколько доходы от турсезона, тоже в прошлом году провального, а также экспорта мандаринов и орехов.
И оптимисты оказались правы – в том смысле, что мимоза все же не подвела. На февральские сводки о вывезенном через таможенный пост «Псоу» количестве мимозы (три тонны, три с половиной тонн и т. п.) можно и не обращать внимания, так как спроса на нее еще не было. Но вот потом дела пошли в гору, и в марте СМИ начали отмечать резкое увеличение вывоза из Абхазии мимозовых веток. Вчера и сегодня в российских интернет-изданиях появился десяток публикаций, где в бравурном стиле сообщается: оформлено 311 партий мимозы общим весом 96,6 тонн, что почти в три раза больше, чем в прошлом году, когда было вывезено 33,5 тонн.
Значительно ускорить операции на границе, победно рапортовали таможенники, позволяет таможенный контроль с использованием инспекционно-досмотрового комплекса (МИДК) в целях проверки соблюдения таможенного законодательства при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза. Таможенный осмотр транспортного средства с помощью МИДК позволяет в считанные минуты без выгрузки и вскрытия упаковок товара, что в отношении нежных и хрупких цветов мимозы особенно важно (коробки упаковываются герметично), идентифицировать груз в целях исключения посторонних вложений, запрещенных предметов.
Только вот какая штука: если сравнивать с одним лишь прошлым годом, возникнет весьма запутанное представление о предмете разговора. Дело в том, что к марту 2016 года из Абхазии в Россию было вывезено больше 130 тонн мимозы, а 2015-го – еще больше, около 160 тонн. А вот прошлая зима в Абхазии выдалась аномально суровая. Обильные снегопады и заморозки нанесли серьезный урон природе, в том числе мимозе. В феврале цветки мимозы уже открылись, а затем снег сильно повредил ветки, привел к обморожению растений.
Ну, ладно, так или иначе, рост наметился. И женщин на северных широтах мимозой порадуем, и семейные бюджеты в Абхазии многие поправят.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетии