В парламенте Южной Осетии разрабатывают поправки в закон о выборах депутатов. Вопросы у представителей меньшинства вызывает предложение ужесточить требования ценза оседлости для кандидатов в депутаты.
«Единая Осетия» представила в комитет по законности, законодательству и местному самоуправлению проект закона «О выборах депутатов парламента РЮО». На следующей неделе документ рассмотрят в президиуме. Впрочем, к проекту закона у депутатов парламентского меньшинства имеются замечания. Обеспокоенность партий «Ныхас», «Единство народа» и Народной партии вызывает поправка, ужесточающая требования ценза оседлости для кандидатов в депутаты. Фактически в закон о выборах депутатов парламента предлагается внести те же изменения, которые «Единая Осетия» внесла в закон о выборах президента в 2016 году. Говорит экс-спикер парламента, лидер Компартии Южной Осетии Станислав Кочиев:
Your browser doesn’t support HTML5
«Там есть противоречия между фракциями, отдельными людьми, это естественный процесс. Я считаю, что депутаты должны определить, нужен нам ценз или не нужен. Я считаю, что ценз для депутатов нужен, но не такой, как для кандидатов в президенты, его надо смягчить и снизить пятилетний срок. Во-вторых, как подсчитывать срок нахождения гражданина на территории республики? Надо все детализировать и дать ответ, в самом законе прописать, что такое ценз, чтобы не вводить в заблуждение ни ЦИК, ни граждан. В-третьих, когда на границе брали справки, знаем, чем это заканчивалось. Одним могут выдать справки, другим – нет, делается по хотению самих чиновников. Я предлагаю определять срок проживания кандидата по его налоговым отчислениям. Работал он в это время в республике и платил ли налоги? Если его несколько месяцев не было, то кто за него платил налоги? Надо дать исчерпывающую информацию об этих аспектах в самом законе. Законопроект сырой, надо его серьезно дорабатывать».
В случае принятия поправок, кандидат в депутаты будет обязан постоянно проживать на территории республики пять лет, предшествующих дню регистрации. Споры вызывают методы подсчета срока проживания и отсутствия гражданина, поскольку в Южной Осетии нет органа, занимающегося регистрацией передвижения граждан через российско-югоосетинскую границу.
Согласно предлагаемым поправкам, срок проживания на территории Южной Осетии считается постоянным, если лицо выезжало за пределы республики в общей сложности не более чем на 93 рабочих дня в течение одного года без уважительных причин. Уважительными причинами считаются ежегодный оплачиваемый отпуск, командировка, болезнь и учеба, но только при обязательном условии, что лицо было направлено в командировку, на лечение или учебу правительством.
При этом информация о сроках проживания кандидата в депутаты на территории Южной Осетии в течение пяти лет, предшествующих дню регистрации, предоставляется ЦИКу уполномоченным органом исполнительной власти согласно закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия». Однако ни одно югоосетинское ведомство такой контроль не ведет. Говорит депутат парламента от Народной партии Амиран Дьяконов:
«Такой контроль в Южной Осетии не ведется, а раз контроля нет, то и информации такого характера не имеется. В Южной Осетии легитимных механизмов регулирования нормы ценза оседлости нет. Такие факты являются неисполнимыми нормами, прописанными в законе, которые парламентское большинство пытается принять в закон о депутатах».
Соответствующую информацию, как правило, запрашивают у российских пограничников. По сложившейся практике ЦИК Южной Осетии обращается за соответствующей информацией в КГБ, комитет обращается в Погрануправление ФСБ России, но без санкции суда ФСБ не имеет права отслеживать перемещение россиян. Поэтому де-юре учет перемещения граждан России Погранслужба не ведет, более того, не имеет права предоставлять служебную информацию другим государствам. Персональные данные гражданина России охраняются федеральным законом по защите прав граждан, за исключением обстоятельств, связанных с оперативно-розыскными мероприятиями по уголовным делам. Российские спецслужбы не отслеживают перемещение конкретных кандидатов в президенты Южной Осетии или кандидатов в депутаты и, соответственно, такую информацию не могут предоставить. В случае предоставления этих данных югоосетинской стороне, российские спецслужбы признают факт незаконной слежки за передвижением того или иного югоосетинского политика.
Возможно, российские силовики могут неофициально предоставить югоосетинским коллегам распечатку с компьютеров о пересечении границы югоосетинскими гражданами. Но поскольку законодательство запрещает следить за гражданами и фиксировать их передвижение без соответствующих санкций, то такая справка не является официальным документом, она не может являться доказательством в суде или в ЦИКе. Поэтому, по словам моих собеседников, даже если уполномоченный орган, в частности КГБ Южной Осетии, предоставит в ЦИК распечатку о пересечении границы того или иного кандидата, то они все равно не могут являться легитимными. Если законопроект будет принят в предложенном виде, это приведет к напряженности в обществе, считает депутат-«народник» Амиран Дьяконов:
«Боюсь, что если он будет принят в таком варианте, то это приведет к эскалации социально-политической напряженности. Этого я боюсь, и мы будем делать все, чтобы закон соответствовал избирательным правам граждан – как активным, так и пассивным правам, способствовал демократическому политическому процессу и созданию дееспособного парламента. Есть аргументы, факты в наших доводах, которые большинство, надеемся, услышит и прислушается к мнению остальных трех парламентских партий».
Несогласно меньшинство и с другими изменениями, которые предлагается внести в закон. В частности, в крайних случаях формировать избирательные участки за пять дней до выборов.
«Непонятно, что это за крайний случай, которые позволяет власти формировать новые участки. Последняя экспертиза подписей граждан в поддержку кандидата проводится не позднее чем за десять дней до выборов. Если 15% и более подписей от общего числа окажутся недостоверными и недействительными, то кандидата или партию снимают с выборов, и не остается времени на повторную регистрацию. Также запрещается гражданину отдавать подписи за двух кандидатов или партий, в таком случае они аннулируются», – сообщает детали мой источник.
Парламентские выборы в 2019 году пройдут по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе. Семнадцать депутатов будут избираться по одномандатным избирательным округам. Еще семнадцать кандидатов в депутаты будут выдвинуты политическими партиями.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетии