Прожившие с мое хорошо помнят существующую в союзные времена Добровольную народную дружину (ДНД), оказывающую помощь государственным правоохранительным органам по охране общественного порядка, государственной границы, предприятия, колхоза, домоуправления, улицы или села.
В СССР ДНД имела статус общественных самодеятельных организаций, ее задачей являлась борьба с преступностью, предупреждение и пресечение нарушений общественного порядка и проведение воспитательной работы с населением в содействии с государственными органами.
Члены этой организации прикрепляли на рукава красные повязки и после работы ходили по улицам, контролировали порядок, имели при себе свисток и, в случае обнаружения какого-либо непорядка, кричали «Караул!» и звали на помощь милицию. Обычно дружинники в группах по несколько человек патрулировали улицы городов, периметр территории предприятий и следили за порядком в общественных местах.
Достаточно часто практиковалось совместное патрулирование (два-три дружинника под руководством милиционера). В некоторых случаях дружинники могли выполнять дополнительные функции: например, по поручению участкового инспектора милиции они вручали судебные повестки и извещения.
Участие в этих т.н. добровольных организациях было обязательным, особенно для комсомольцев и членов КПСС, и если кто артачился и отказывался делать по улицам променад с красной повязкой, то ему потом здорово попадало по вые, могли вкатить выговор, отнять туристическую путевку в Монголию и даже устроить показательный товарищеский суд.
Я не скажу про весь СССР, но в Грузии ходить дружинником по городу считалось очень стремным, и мы всеми силами пытались отлынивать от сей «добровольной» обязанности.
Один раз меня все же повязали наши общественники, нацепили на руку повязку и под бдительным оком двух ветеранов гражданской обороны пустили по кривым закоулочкам старого города. Я таки умудрился от них смыться и по крышам ушел в никуда, по ходу сорвав с себя ненавистную красную повязку и засунув ее глубоко в штаны. На второй день, когда меня вызвали в ячейку для объяснений, я, честно глядя в пустые глаза главного по дружине, захватывающе рассказал, как гнался за хулиганами по всему городу и потому меня трудно было найти на объекте.
Да, все это было в моей непутевой молодости, и сегодня все вспоминается с грустной улыбкой.
Но не все, оказывается, с развалом СССР кануло в Лету.
Есть у нас в Грузии общественное движение «Картули марши» («Грузинский марш»). Мне сейчас довольно сложно объяснить цель и назначение сего движения, так как я до сих пор не разобрался в их цели и назначении, – то ли это националистическая организация, то ли пламенные борцы с левизной, то ли новые центурионы.
Месяц тому назад «Картули марши» объявил, что собирается создавать т.н. народный патруль, который будет укомплектован молодыми людьми с обостренным национальным самосознанием. Они будут патрулировать проспект им. Агмашенебели и ул. Леселидзе. И будут в корне предотвращать случаи незаконной эмиграции, трефикинга, посещать подозрительные заведения, где торгуют наркотой, ну и другие подобные нехорошие вещи.
Вот так!
Мне представляется это чем-то вроде совковой народной дружины, хотя туда идти будут по велению души, а не волею пославших туда партийных руководителей.
Лидер «Картули марши» Сандро Брегадзе докладал, что члены «народного патруля» будут облачены в майки с символикой их движения и на локтях у них будут нарукавники. Пару дней тому назад все тот же господин Брегадзе заявил, что патрулирование началось!
Патрулирование началось, и «народный патруль» уже обнаружил факты нарушения закона и порядка. В частности, были на видео зафиксированы случаи детской проституции, а через месяц все собранные материалы будут представлены на пресс-конференции их движения.
Случаи детской проституции – это, конечно, удар под дых Министерству внутренних дел. Если подобные грязные вещи существуют и МВД до сих пор сидело сложа руки, а народный патруль взял, вышел и сразу все обнаружил, – то тогда горе всем нам!
Кстати, задолго до выступления патруля МВД Грузии объявило, что инициатива «Картули марши», касающаяся действенного патрулирования улиц, абсолютно вне закона, не имеет никакой юридической силы, и контролировать городские улицы имеют право только полицейские и лица, напрямую связанные с внутренними органами республики.
И вот заглядываю я себе в душу и пытаюсь разобраться в своих чувствах в отношении подобной инициативы. И прихожу я к мнению, что такие дела мне больше не по нраву, чем по нраву. Мне не хочется, чтобы по улицам ходили т.н. народные патрули с нарукавниками, с собственной символикой на груди и пристально вглядывались в лица прохожих, стараясь понять, кто из них нелегальный мигрант, кто латентный преступник, а кто просто зазевавшийся прохожий, который случайно поднял с земли то, что плохо лежало.
Такое патрулирование, несмотря на все благие намерения, рано или поздно кончается не очень хорошими делами, о которых говорить сейчас не хочется, но вы, я уверен, сами понимаете, что я имею в виду.
Если полицейская структура не справляется с возложенными на нее функциями, за которую она получает неплохие по нашим меркам оклады, то тогда надо ставить вопрос о профессионализме этой самой структуры, а не отдавать улицы для патрулирования всякого рода движениям, от действий которых попахивает чем-то постреволюционным.
А может быть даже, чуть-чуть анархичным.
На дворе XXI век, и подобные инсинуации, по-моему, должны быть забыты, потому что ни к чему доброму они не приведут. Хотя, по-моему, я об этом уже сказал.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции