Неделя в Южной Осетии началась и продолжилась обсуждением смерти гражданина Грузии Арчила Татунашвили и выдачи тела родственникам. Напомним, он погиб 22 февраля при невыясненных обстоятельствах после допроса в югоосетинском КГБ.
Напряженность не удалось снять и европейским дипломатам. Прибывшие на этой неделе в Цхинвал сопредседатели Женевских дискуссий обсуждали с югоосетинским президентом вопрос выдачи родственникам тела Арчила Татунашвили. Анатолий Бибилов заявил, что это произойдет после заключения российских экспертов. Он предложил всем заинтересованным сторонам набраться терпения и не политизировать вопрос:
«Даже в Грузии, чтобы провести подобную экспертизу, необходим как минимум месяц. Никто не говорит, что его не надо выдавать, хотя такая позиция у части общества тоже есть. У тех, которые тоже ждут возвращения своих детей, одному из которых не было и 16 лет. У нас 150 человек считаются без вести пропавшими, и мы из этого политику не делаем. Мы всегда выходим на площадки и обсуждаем эти вопросы».
Your browser doesn’t support HTML5
Мой коллега Мурат Гукемухов отмечает, что «можно было бы снять напряжение и упреки в адрес Цхинвала, подключив нейтральных экспертов, которым бы доверяли все стороны». Подобные прецеденты уже были, говорит аналитик Международной кризисной группы Олеся Вартанян:
«Когда грузинская и абхазская стороны начали работу по пропавшим без вести в Абхазии, которая успешно развивается последние 7-8 лет, то они пригласили экспертов из Аргентины. Но там был немного другой случай – они устанавливали личность, а не причины смерти. Но даже в этом случае – это хороший прецедент: когда осетины не доверяют грузинской экспертизе, а грузины не верят российской и югоосетинской, тогда легко решить этот вопрос, пригласив зарубежных экспертов, которым бы доверяли все стороны».
Накануне визита в Южную Осетию сопредседателей Женевских дискуссий, 7 марта, в Цхинвале прошел митинг памяти жертв геноцида. Собравшиеся выступили с главным вопросом – «Кто ответит за смерти без вести пропавших граждан Южной Осетии?» Митинг прошел без участия президента и премьер-министра республики. Представители югоосетинских общественно-политических сил, студенты, родственники погибших и без вести пропавших осетин потребовали от международного сообщества проявить такую же принципиальность и прояснить судьбу их близких, как это происходит в случае с Татунашвили.
«Почему мы не видели никакой реакции, когда наших граждан похищали грузинские силовики, и до сих пор никто не знает об их судьбе. Наши неоднократные обращения к международным организациям остались без ответа», – заявил югоосетинским СМИ один из участников инициативной группы.
Родственники пропавших без вести молодых парней требовали, чтобы тело Татунашвили не выдавали до тех пор, пока не будет вестей об их родных.
Депутат парламента от Народной партии Амиран Дьяконов заявил, что тело молодого человека выдадут после соответствующих процедур:
«Естественно, мы, как законопослушное государство, сделаем все возможное для установления истины. Если будет установлено, что причиной смерти стали неправомерные действия сотрудников наших органов, в отношении них будут приняты соответствующие адекватные меры. Но при этом мы устали ждать соответствующих мер в отношении наших братьев и сестер, которые были убиты в грузинских застенках. Кто за них ответит?!»
В завершении митинга ведущий Тамерлан Дзуццев зачитал обращение к международным организациям от имени общественности республики:
«Общественность Южной Осетии призывает мировое сообщество дать правовую оценку этим событиям и сосредоточить усилия на том, чтобы повлиять на признание Грузией ответственности за совершенную агрессию и ее результаты. Замалчивание правды о тех событиях и пассивная реакция мирового сообщества на агрессивную политику Грузии позволит ей совершать все новые и новые преступления. Такие серьезные преступления, попадающие под определение «преступления против человечности», не должны оставаться безнаказанными».
Старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО МИД России Николай Силаев в интервью «Эху Кавказа» заявил, что, затягивая вопрос передачи тела, Цхинвал усугубляет ситуацию:
«Сначала я хотел бы выразить соболезнования всем его родственникам, близким. Эта история бросает тень на Южную Осетию. Осознают это власти Южной Осетии или не осознают, но в любой стране в ситуации, когда задержанный погибает в руках правоохранителей, – это ситуация из ряда вон выходящая. Это недопустимо. Во-вторых, печально, что власти Южной Осетии не только не выдают тело, но и проводят публичные акции с требованием не выдавать тело Татунашвили, ссылаясь на то, что в их семьях есть те, кто пропал без вести в 90-е годы во время грузино-осетинского конфликта и в августе 2008 года. Власти Южной Осетии выбрали неудачный способ объяснения своей позиции по этому инциденту, и, конечно, это подрывает доверие к ним и авторитет Южной Осетии. Должны действовать Конституция и УПК. Если человек попал в руки правоохранителей, если он задержан, с ним следует обращаться в соответствии с УПК. Диверсант он или не диверсант, шпион он или не шпион, террорист он или не террорист, если он задержан, то он находится под защитой закона. На этом держится современная юстиция, и все те обвинения, которые сейчас выдвигаются в его адрес, независимо от того, справедливы они или несправедливы, это никоим образом не оправдывает произошедшего. С того момента, как человек задержан, за его жизнь и здоровье отвечают правоохранители».
Николай Силаев полагает, что произошедшее «бросает тень и на Россию, и Москва выразит свою позицию югоосетинской стороне»:
«Южная Осетия – независимое государство и сама определяет, какую политику вести и кого назначать на ответственные руководящие посты в правоохранительных органах, но эта история бросает тень и на Россию... Непонятно только, в какой степени это осознают югоосетинские власти. Я не думаю, что будут какие-то публичные высказывания на этот счет. Но я полагаю, что будет проведена какая-то дипломатическая работа с властями Южной Осетии со стороны Москвы непублично. А каков будет ее итог, здесь трудно судить. Потому что на самом деле власти Южной Осетии далеко не всегда слушают то, что им рекомендуют из Москвы».
Николай Силаев говорит, что выходом из сложившейся ситуации может быть только скорейшая выдача тела покойного и наказание виновных.
«Я не вижу для властей Южной Осетии сейчас решений, которые помогли бы им выйти из этой истории с незапятнанной репутацией. Единственное, что можно было сделать сразу, – это наказать виновных, в этом есть вина правоохранителей как минимум в халатности. Во-вторых, передать родственникам тело. Оттого, что его не передают, вызывает подозрение в том, что пытаются блокировать проведение независимой экспертизы, и от этого репутация Южной Осетии лучше не станет. Самое страшное уже случилось, и то, что они его не выдают, от этого пользы никакой не будет. Грузинская сторона, получив тело, может озвучить два варианта: во-первых, проведя собственную экспертизу, сказать, что он умер от телесных повреждений, которые были ему нанесены в тот момент, когда он находился в руках правоохранителей, либо они скажут, что точная экспертиза невозможна, точную причину смерти установить невозможно потому, что прошло много времени. Никаких других вариантов нет. И неважно, выдали бы они тело неделю назад или выдадут сегодня или завтра, грузинская сторона скажет только это. Версия югоосетинской стороны такова, что ее очень трудно защищать. Поэтому я не понимаю позицию Цхинвала, никакой благоприятной ситуации для себя они не добьются, а грузинская сторона придет к тем выводам, о которых я сказал. И при этом у официального Цхинвала есть еще возможность разобраться с тем, что произошло, определить тех, кто виноват, виновных наказать и выдать тело», – поясняет Николай Силаев.
Общественной стабильности угрожают и поправки в закон «О выборах депутатов парламента РЮО», говорят представители парламентского меньшинства. Пока политические силы республики готовятся к парламентским выборам 2019 года, в законодательном органе готовятся к рассмотрению указанных поправок. Законопроект представила «Единая Осетия». Впрочем, у некоторых депутатов имеются замечания. Обеспокоенность партий «Ныхас», «Единство народа» и Народной партии вызывает требование ужесточить ценз оседлости для кандидатов в депутаты. Фактически в закон о выборах депутатов парламента предлагается внести те же изменения, которые «Единая Осетия» внесла в закон о выборах президента в 2016 году.
Депутат от Народной партии Амиран Дьяконов считает, что если законопроект будет принят в предложенном виде, это приведет к напряженности в обществе:
«Боюсь, что если он будет принят в таком варианте, то это приведет к эскалации социально-политической напряженности. Этого я боюсь, и мы будем делать все, чтобы закон соответствовал избирательным правам граждан – как активным, так и пассивным правам, способствовал демократическому политическому процессу и созданию дееспособного парламента. Есть аргументы, факты в наших доводах, которые большинство, надеемся, услышит и прислушается к мнению остальных трех парламентских партий».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетии