К отставке премьер-министра Грузии Георгия Квирикашвили призвали сегодня его оппоненты. Возможность исправить ситуацию после ответа Москвы на обращение главы правительства Грузии они видят только в этом. В своем письме от 9 марта к российским властям Георгий Квирикашвили говорил о необходимости разрыва «заколдованного круга» в отношениях двух стран и неразрешенных конфликтах с самопровозглашенными республиками Абхазия и Южная Осетия. Москва это услышала, но, как посчитали в Тбилиси, совсем не так поняла.
Первой реакцией тех, кто ожидал в Тбилиси ответа из Москвы на обращение главы правительства Георгия Квирикашвили, было возмущение. Премьеру ответил не лидер его же ранга, не министр иностранных дел и даже не официальный представитель МИДа (Мария Захарова) – он получил безымянный ответ из департамента информации и печати МИД РФ. Содержание ответа тоже никого не привело в восторг, даже тех, кто был сторонником такого обращения премьера. На предложение Квирикашвили разорвать «заколдованный круг» и найти конструктивные шаги для нормализации отношений двух государств последовал ответ:
«Россия, как и прежде, заинтересована в оздоровлении отношений с соседней Грузией и готова идти настолько далеко, насколько к этому готовы в Тбилиси».
Your browser doesn’t support HTML5
С учетом того, что российские танки и так стоят недалеко от Тбилиси, комментарий МИД в стане оппозиции сочли циничным. В «Нацдвижении» считают, что после этого премьер-министр должен подать в отставку. Возмущаются и в «Европейской Грузии». Ведь в своем ответе Москва предлагает Тбилиси вести прямые переговоры с Сухуми и Цхинвали. С ними же решить проблему передачи тела Арчила Татунашвили, задержанного осетинскими силовиками и умершего 23 февраля при невыясненных обстоятельствах в цхинвальской больнице. Говорит депутат от «Европейской Грузии» Гига Бокерия:
«В лучшем случае это (обращение премьера) наивность, некомпетентность и отсутствие политической воли защищать интересы наших граждан».
Не были резки, но не скрывали разочарования и представители правящей силы «Грузинская мечта». Мы ждали не такого ответа, не стал скрывать спикер парламента Ираклий Кобахидзе:
«Цинизмом (ответ РФ) я бы это не назвал. Но мы ожидали, что Россия проявит более конструктивный подход. Это заявление таковым не является».
Свое отношение к ответу из Москвы выразила и госминистр по вопросам примирения и гражданского равноправия Кетеван Цихелашвили. Она коснулась выраженной в письме готовности грузинского премьера вести прямой диалог с абхазами и осетинами:
«Нигде не было речи о прямом диалоге с Абхазией и Южной Осетией. Уверена, что это хорошо понимают в российском истеблишменте. Речь о диалоге с абхазами и осетинами, обществом, с людьми, с которыми мы хотим жить и строить будущее».
Готовность грузинского премьера выйти на новый уровень отношений с РФ и лично подключиться к женевскому формату для достижения эффективных результатов встревожила и гражданский сектор. Коалиция «За евроатлантическое будущее Грузии» призвала сегодня власти Грузии четко объяснить, что подразумевается под «конструктивными шагами» по отношению к России. Говорит один из авторов обращения, заместитель исполнительного директора грузинского филиала Transparency International Георгий Ониани:
«Важно, чтобы правительство предоставило обществу полную информацию о своей стратегии, четко объяснило, какое отношение у него к России, которая оккупировала двадцать процентов нашей страны, в то время как кроме опасностей Россия ничего для Грузии не несет. А сейчас премьер говорит о каком-то конструктивном подходе. Нам нужно знать больше деталей».
Георгий Ониани считает, что Грузия должна усилить свою работу с международными партнерами для оказания большего давления на Россию.
С этим согласен и политолог Гия Хухашвили, но он опасается, что после письма Квирикашвили к руководству РФ Тбилиси с этим будет сложно:
«В долгосрочной перспективе создается, мягко говоря, неловкий прецедент того, что на любом форуме, где мы будем оппонировать России, поднимем вопрос наших проблем, российская сторона в любой момент начнет размахивать этим письмом. Нам скажут: «Какая проблема у вас с нами? Вот ваш премьер подтверждает, что мы ни при чем». Этим письмом практически мы снимаем правовую ответственность с России, отказываемся от внешнеполитической стратегии и концепции, в которой Россию рассматриваем как оккупанта».
Сам премьер Квирикашвили никак не прокомментировал ответ на свое обращение. Это сделал департамент по информации и прессе МИД Грузии. В нем говорится о том, что «Женевские дискуссии – важный формат для урегулирования российско-грузинского конфликта» и что на предстоящем раунде в конце марта стороны смогут сделать «конкретные шаги для выхода из многолетнего тупика и мирного урегулирования конфликта». В завершение грузинский МИД еще раз призывает РФ незамедлительно передать тело Арчила Татунашвили.