Пиар главы или проект века?

По словам Филиппа Хачирова, мелиорация будет проводиться на территории равнинных сел Цинагарской и Абреуской администраций

В Ленингорском районе планируется построить водохранилище для ирригации земель. Об этом сегодня заявил глава района Филипп Хачиров. По его словам, автономная система мелиорации позволит возродить овощеводство, которым стало невозможно заниматься после закрытия Тирипонского канала.

По словам Филиппа Хачирова, мелиорация будет проводиться на территории равнинных сел Цинагарской и Абреуской администраций. Там порядка 1500 гектаров качественных земель сельскохозяйственного назначения, где можно было бы выращивать овощные культуры, но из-за отсутствия оросительной системы эту землю используют только под зерновые. Соответственно, и доходы от площадей на порядок ниже. Филипп Хачиров подчеркнул, что в настоящее время ведутся переговоры о начале проектных работ, отметив, что вопрос находится на личном контроле президента Южной Осетии.

Your browser doesn’t support HTML5

Пиар главы или проект века?

Цхинвальские чиновники воздержались от комментариев. Никому не хочется, чтобы его слова были восприняты как вмешательство в противостояние главы района и местной партийной ячейки «Единой Осетии». А это, судя по всему, неизбежно, потому что, как объяснили чиновники, само заявление поспешное, его цель – создать позитивный информационный фон, ощущение активного созидательного процесса в Ленингорском районе. Если вы поддерживаете заявление Хачирова – значит, вы на стороне главы района, если опровергаете – на стороне местных партийцев. Вот такая арифметика. Людям, не имеющим там служебных обязанностей или корыстных интересов, лезть в эту драку нет никакого резона. Поэтому на этот раз предоставленную ими информацию и их мнения придется озвучивать мне.

Разговоры о том, что неплохо было бы организовать автономную систему орошения Цинагарской зоны, идут с 2009 года. Водохранилище по этому плану можно было бы организовывать, перекрыв ущелье реки Лехура. Правда, по информации моих источников, это «очень дорогое удовольствие». Сколько это в рублях, никто не знает, как и то, сколько водохранилище сможет накапливать воды, какие площади можно будет орошать.

Может быть, подчеркивают чиновники, в этом году начнутся проектно-изыскательские работы, которые ответят на вопросы о целесообразности и стоимости проекта. Какая полезная информация в этой истории? Все указывает на то, что осетино-грузинские проекты по расчистке и совместной эксплуатации Тирипонского канала приказали долго жить. Это грустная история.

Тирипонский канал петляет между Грузией и Южной Осетией и около десяти раз пересекает границу. Водозабор канала, пропускная способность которого 9-10 кубометров в секунду, раньше находился под старым мостом в Цхинвале.

Югоосетинские власти упрекнули грузинскую сторону в том, что она препятствует транзиту воды через свою территорию, забирает всю воду себе, и перекрыли водозабор. Тогда грузины построили свой водозабор в селении Никози. Правда, в отличие от Цхинвальского, куда вода поступала самотеком, в Никози приходится качать воду насосными станциями. Это дорого. Грузины качали воду только для своих нужд, а цинагарская зона осталась без орошения. Русло высохшего канала на территории Цинагара засыпало, оно заросло кустарником, сады погибли, а в самые жаркие месяцы даже случался падеж скота из-за жажды.

Т.е. была взаимная заинтересованность осетин и грузин в том, чтобы расчистить этот канал, буквально 2-2,5 километра в Ленингорском районе, возобновить водозабор в Цхинвале и вместе расходовать воду себе во благо. Все этого хотели, но не смогли. Все уперлось в политику, во взаимное недоверие, потому что надо было пускать на свою территорию чужих инженеров, технику, надо было вкладывать деньги в ремонт канала просто под честное слово соседа, что он выполнит свои обязательства – не станет придерживать воду. Теперь в качестве альтернативы этому недорогому, но эффективному варианту решения проблемы предлагается затратный и долговременный в исполнении. Это такой наглядный пример о цене взаимной договороспособности.

Больше других в этой истории пострадало население Цинагарской зоны. Дело даже не в том, что сады погибли. Там выросло целое поколение, которое было оторвано от садоводства и овощеводства. Это и наука, и каторжный труд, к которому приучают с молодых ногтей. В зрелом возрасте далеко не каждый сможет приспособиться к такому нелегкому занятию. Так исчезают опыт, навыки, которые были главным источником дохода для целых поколений местных жителей.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия