Сегодня президент Анатолий Бибилов утвердил новый состав комиссии по вопросам гражданства.
В состав комиссии вошли представители исполнительной и законодательной власти Южной Осетии, в их числе полпред президента по вопросам постконфликтного урегулирования Мурат Джиоев, мэр Цхинвала Алан Кочиев, депутат парламента Амиран Дьяконов, главы всех районов республики. По словам Амирана Дьяконова, в задачи комиссии входит рассмотрение обращений на получение гражданства, за исключением случаев, когда гражданство предоставляет сам президент республики:
«Гражданство Южной Осетии стало завидной целью многих людей, которые имеют весьма отдаленное к ней отношение или даже хуже – несут в себе угрозу нашему обществу (мы об этом тоже думаем). Чтобы отсечь эту категорию соискателей и создать более действенный контроль над исполнением закона о гражданстве, в свое время было принято решение о создании этой комиссии».
Your browser doesn’t support HTML5
После признания Южной Осетии было много случаев, когда жители России, в основном Северной Осетии, брали югоосетинский паспорт с единственной целью, чтобы обойти непомерно высокие российские пошлины на иномарки. Граждане Южной Осетии, где размеры пошлины невысоки, могут ездить по территории России на иномарках с югоосетинскими знаками при условии, что дважды в год они пересекут границу с Южной Осетией. Бывало и такое, что гражданство раздавали под выборы, с условием, что новоиспеченный гражданин проголосует за определенного кандидата. То есть деятельность предыдущих составов комиссий не назовешь безупречной. Комиссия не только рассматривает обращения на получение гражданства, но может инициировать и обратный процесс, говорит Амиран Дьяконов:
«Комиссия может проверить, выполнил ли человек при получении гражданства все необходимые по закону условия. Все ли первичные документы были сданы, не было ли совершено подлога. К работе комиссии могут быть привлечены различные службы, в том числе КГБ и МВД. Если такие нарушения были, то они могут стать предметом судебных разбирательств вплоть до лишения гражданства. Так что вопрос выдачи гражданства достаточно прозрачен и не зарегулирован».
По словам Амирана Дьяконова, неслучайно в состав комиссии вошли главы районов республики – они хорошо осведомлены о живущих в глубинке людях. В этой истории про контроль над выдачей гражданства есть два аспекта – условно грузинский и осетинский.
Начну с грузинского. Очевидно, что все сказанное выше сулит неприятностями, прежде всего, жителям Ленингорского района, которым три президента подряд обещали право на двойное гражданство, но никто из них не сдержал слово.
Почти все из тех, кто получил югоосетинский паспорт, в нарушение закона сохранили и грузинский, чтобы иметь возможность посещать Грузию, с которой они неразрывно связаны. То есть с точки зрения Южной Осетии они получили гражданство незаконно. С другой стороны, понятно их желание быть полноценными гражданами, а не квартирантами в собственном доме – в Южной Осетии. Вот как теперь будет с ними?
Второй аспект – осетинский. С одной стороны, жители республики видят себя национальным государством, которое является родиной всех осетин и, соответственно, не может отказывать им в гражданстве. С другой – во время выборов многочисленная диаспора с паспортами, сопоставимая с количеством избирателей в самой Южной Осетии, оказывает огромное влияние на их результаты. Это вызывает возмущение местных жителей, дескать, они здесь не живут, выбирают президентов-депутатов, ничем не рискуя, а южным осетинам затем жить под их властью. Каждые выборы звучат обвинения в подкупе заграничных избирателей, во вмешательстве североосетинского административного ресурса...
По мнению начальника Управления внутренней политики администрации президента Мурата Ванеева, это не тот вопрос, в котором нельзя достичь компромисса:
«В законодательстве можно предусмотреть ограничения или, скажем так, ценз избирательного права. Это не проблема – во многих государствах подобная практика существует. То есть это нормально, предоставляя гражданство этническому осетину, который здесь никогда не жил и жить не собирается, ограничить его избирательное право. Зато он приобретает какие-то другие права. Весь вопрос заключается в том, чего мы хотим достичь, для чего мы об этом говорим? Это никак не связано с выборами, это вопрос нашей идеологии. Мы должны это принимать, тогда и обсуждения будут правильными, и решения».