В Южной Осетии на выборах президента России предсказуемую победу одержал Владимир Путин. За него, по предварительным данным, проголосовало 92,8 процента российских граждан, проживающих в республике.
Владимира Путина в Южной Осетии, по предварительным данным, поддержало 92,8 процента избирателей, проживающих в республике. В посольстве России в Цхинвале обратили внимание на рекордную явку – она превысила показатели 2012 года на 20 процентов. На избирательные участки пришли более 17 тысяч человек, имеющих право голоса.
По данным российского ЦИК, активнее всего на выборах президента России за рубежом голосовали в Южной Осетии, Абхазии, Молдавии и Приднестровье.
Всего на территории Южной Осетии было открыто 13 избирательных участков, шесть из них – в самом Цхинвале, семь – в районах республики, в том числе на территории 4-й российской военной базы.
Your browser doesn’t support HTML5
Всю предшествующую выборам неделю югоосетинские политики соревновались в выражении симпатий главе российского государства Владимиру Путину. Единодушие в поддержке его кандидатуры было отражено и на одном из рекламных баннеров в центре Цхинвала, который не убрали даже в день тишины. А концерт в его поддержку, по замыслу организаторов, должен был стать апогеем этой всенародной любви: все действо проходило на фоне фотографии Анатолия Бибилова и Владимира Путина. Рвение югоосетинского политического истеблишмента выглядело забавным, ведь президент России традиционно набирает большинство голосов местных избирателей. На многих избирательных участках люди даже не скрывали своих симпатий, громко заявляя, что «пришли голосовать именно за Путина».
Югоосетинский журналист Фатима Турманова считает, что главная причина неизменной популярности Владимира Путина в Южной Осетии – это события августа 2008 года и «операция по принуждению к миру»:
«Наверное, вот это чувство благодарности – это раз. Во-вторых, если в России говорят, поймите, мы выбираем не столько президента, сколько главнокомандующего в мире нестабильности, то ведь это и к нам относится в этом до сих пор непонятном, нестабильном мире с судьбой, которая во многом связана с тем, кто будет у власти в России, какую политику в отношении, в том числе, нас он будет проводить. С Путиным связывают стабильность, то, что нас не сдадут обратно в Грузию».
Лидер политического движения «Новая Осетия» Давид Санакоев в беседе с «Эхом Кавказа» добавил к факторам популярности персоны Путина в республике его вклад в продвижении ее независимости. По его словам, «люди видят, что во время его президентства Россия добилась прогресса в международных вопросах, были сделаны некоторые шаги и во внутренней политике, отношение у нас к России особенное, и Путин стал олицетворением сильной России». Продолжает Давид Санакоев:
«У нас висит баннер: Путин – сильная Россия. Сильная Южная Осетия. Кто-то может возразить, что сильная Южная Осетия – это сильный президент Южной Осетии? Несомненно, для того, чтобы Южная Осетия была сильной, мы должны сами предпринимать соответствующие шаги. Но если увязывать этот вопрос со взаимоотношениями с Россией, то чем сильнее будет Россия, тем и нам будет легче. Будет легче во внешнеполитических вопросах, так как у нас будет сильный партнер, на которого мы может положиться. Но, конечно, для того, чтобы какие-то подвижки были у нас, для этого и у нас должна быть сильная власть, наше государство должно быть сильным. Чем мы слабее, тем сильнее будем подставлять Российскую Федерацию, потому что она в ответе за Южную Осетию: в 2008 году она принудила Грузию к миру, во-вторых, она признала независимость Южной Осетии, поверив в наш потенциал».
На фоне прошедших выборов президента России журналист Фатима Турманова прокомментировала и новое веяние внутриполитической жизни Южной Осетии – поиск антироссийских сил:
«Наверное, это все-таки какая-то страшилка, потому что не было никогда в Южной Осетии, да и в Северной Осетии, никаких антироссийских настроений. Там могут быть настроения против конкретных чиновников, что вполне понятно. Не могут все любить одних и тех же чиновников, тем более если они ведут себя здесь как-то непонятно – кураторы или еще кто-то. Но это никак не связано с именем Путина, который не может разбираться со всеми своими чиновниками, что они по России даже творят! А тем более проконтролировать все, что происходит здесь… Его голова забита совершенно другими, глобальными проблемами и глобальными вопросами геополитики. И посему я не слышала, честно говоря, о таком».
Если в Северной Осетии, которая является частью России, продолжает моя собеседница, был разброс мнений среди электората, были сторонники и противники действующего президента, то об антипутинских или антироссийских настроениях в Южной Осетии говорить не приходится.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия