В Грузии продолжается обсуждение скандальных обвинений, прозвучавших в адрес Звиада Девдариани. Известного правозащитника, главу авторитетной НПО, «Женское движение» обвинило в сексуальных домогательствах. На данном этапе речь идет о 10 женщинах, которые пока предпочитают оставаться анонимными.
Это первый в Грузии скандал такого масштаба, связанный с сексуальными домогательствами, или, как теперь принято назвать, – харассментом. Особый резонанс история получила потому, что Звиад Девдариани – правозащитник, который, в том числе, выступал и в защиту прав женщин. Он является директором НПО «Агентство развития гражданского общества».
16 марта омбудсмен Нино Ломджария выдвинула его кандидатуру в попечительский совет Общественного вещателя Грузии. На следующий день представительницы платформы «Женское движение» распространили заявление, в котором призвали Народного защитника снять кандидатуру Девдариани и изучить то, о чем говорят женщины, обвинившие его в харассменте.
Your browser doesn’t support HTML5
А говорят они о нежелательном физическом контакте со стороны правозащитника, о том, что он предлагал им секс взамен на работу и домогался различными способами. Эти женщины не называют своих имен, но с ними общался Народный защитник и журналисты нескольких интернет-изданий. В интервью «Либерали» одна из них сказала, что ей был 21 год, когда она пришла на собеседование к Девдариани:
«Он сказал, что взял бы меня на работу в том случае, если бы у меня были с ним отношения такого (сексуального) характера. Не прямым текстом, но это подразумевалось. Каждый раз, когда мы начинали говорить о деле, он снова возвращался к этой теме. Он закрыл дверь кабинета. Собеседование продолжалось два часа. Пытался начать сексуальный контакт. Просил поцеловать его и прочее. Я сказала, что согласна начать работу со следующего дня, и только тогда он отпустил меня».
17 марта Звиад Девдариани снял свою кандидатуру с конкурса, правда, все обвинения отрицает.
Сегодня Каха Маградзе, член правления НПО, которую возглавляет Девдариани, в очередной раз откликнулся на происходящее в социальных сетях. Он заявил, что ошибся, когда выступил в защиту своего коллеги, и извинился за это.
«Я думал, что поступал правильно, когда делал это, но вчера, вероятно, самым последним, и я узнал правду, которая к тому же касалась меня лично... Поэтому я прошу прощения у всех, с кем знакомил (Звиада Девдариани) как с другом и хорошим человеком! (...) Я прошу прощения у журналистов и всех людей, которым в эти дни я доказывал, что (Девдариани) бабник, но не насильник».
Маградзе также заявил, что в НПО состоится заседание правления и «все встанет на свои места».
Изучить возможные факты домогательств обещает и Народный защитник Нино Ломджария.
Между тем в грузинском законодательстве понятия «сексуальные домогательства» сегодня просто не существует. Этот термин не упоминается ни в одном из законов, соответственно, нет каких-либо санкций за действия такого рода, говорит представительница Ассоциации молодых юристов Тамар Деканосидзе. Пока есть лишь один выход:
«Народный защитник обладает антидискриминационным механизмом, и он рассматривает харассмент как проявление дискриминации. Соответственно, лицо может обратиться к омбудсмену, но его механизм не является эффективным в плане защиты прав. Почему? Потому что он может лишь выдавать рекомендации, он не может установить санкции в отношении нарушителя».
В то же время сексуальные домогательства должны караться либо уголовным, либо административным кодексом – таково одно из требований Стамбульской конвенции о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин, говорит Деканосидзе. Грузия ратифицировала ее в прошлом году.
Выяснением обстоятельств касательно истории со Звиадом Девдариани сейчас занимаются омбудсмен и Ассоциация молодых юристов. А в МВД Грузии однозначного ответа не дают: все еще неясно, будет ли ведомство каким-то образом изучать ситуацию или нет.