Взбесившийся принтер ленингорской прокуратуры

Тамара Меаракишвили

Против гражданской активистки Тамары Меаракишвили возбуждено еще одно уголовное дело. Прокуратура ленингорского района обвиняет ее в подделке документов и незаконном получении югоосетинского гражданства. Сама Тамара говорит о возрастающем давлении со стороны югоосетинских властей.

Суть новых обвинений в следующем. Когда сотрудники ленингорской прокуратуры задержали Тамару в августе 2017 года, при обыске личных вещей у нее были обнаружены два паспорта – грузинский и югоосетинский. Это является нарушением конституционного закона «О гражданстве Республики Южная Осетия», в частности, пункта «д» статьи 13, который гласит, что иностранные граждане вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство в общем порядке при условии, что они предоставили заявление об отказе от своего прежнего гражданства.

К этому заявлению необходимо приложить разрешение государства прежнего гражданства на экспатриацию (если таковое предусмотрено законами этого государства) либо документ, подтверждающий утрату прежнего гражданства, например, паспорт этого государства. Закон, по всей видимости, избирательного применения. Например, от многих российских гражданам, которые получали югоосетинские паспорта, по их словам, ничего подобного не требовали.

Your browser doesn’t support HTML5

Взбесившийся принтер ленингорской прокуратуры

Дальше дело техники – следователи ленингорской районной прокуратуры затребовали из консульского управления МИД документы, которые Тамара сдавала на получение гражданства, в которых она указала, что отказалась от грузинского гражданства. Это стало доказательством, что Тамара не выполнила условие получения югоосетинского подданства.

В результате следователи выделили из уголовного дела о клевете на партию «Единая Осетия» в отдельное производство еще одно дело – по ч. 3 статьи 327 УК РФ – использование заведомо подложного документа. Эта статья предусматривает наказание штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.

Тамара Меаракишвили считает, что это уголовное дело так же политически мотивировано, как и предыдущее. Наличие у нее грузинского паспорта никогда не было секретом, впрочем, как и у всех остальных жителей района. Все или почти все жители восточной части Ленингорского района, получившие югоосетинское гражданство после перехода территории под юрисдикцию Цхинвала, сохранили и грузинские паспорта. Их – сотни, но уголовное дело возбудили только против нее, говорит Тамара:

«Среди тех, кто сохранил грузинское гражданство и ездит по выходным в Грузию, есть и государственные служащие, которые получают прибавку к зарплате за секретность. И ничего… Вот мне интересно, будет такое же уголовное дело возбуждено против ветерана ВОВ Малакия Джиоева, которого хорошо знает и уважает президент Бибилов? Он тоже получил югоосетинский паспорт после 2008 года и сохранил грузинское гражданство, ездит в Грузию. Будет такое же уголовное дело возбуждено против заместителя председателя регионального отделения «Единой Осетии» Майи Кисиевой? У нее грузинское гражданство на два имени – Кисиеву Марину и Парчукашвили Майю, а в Южной Осетии она Кисиева Эльза. То есть у человека три документа – один югоосетинский и два грузинских. Кстати, она этого не скрывает, выставляет в Facebook свои фото из Грузии». Удивительно, говорит Тамара, как бдительные сотрудники ленингорской районной прокуратуры упустили еще одного преступника прямо у себя под носом:

«Сестра следователя ленингорской районной прокуратуры Давида Гурциева – Кетеван Гурциева тоже имеет и югоосетинское и грузинское гражданство. Мы с ней часто ездили в Тбилиси в одной маршрутке. Она работает юристом ленингорской районной администрации. Вот мне интересно, против нее было или, может, будет возбуждено уголовное дело?»

Доказать наличие второго паспорта проще просто – если вы ездите в Грузию, он у вас есть. По югоосетинскому паспорту вас грузинский пост не пропустит. Отказаться от возможности ездить в Грузию жители района не могут, причем не только грузины, но и осетины: у них там родня, там их культура, там важный кусок жизни.

Получается, нужно просто удовлетвориться видом на жительство в Южной Осетии и сохранять грузинское подданство – по югоосетинским законам это возможно. Но дело в том, что если у вас нет югоосетинского паспорта, вас могут в любой момент выселить из родного дома и выгнать в Грузию. Таких случаев было предостаточно. С 2008 года трижды под надуманными предлогами у людей отбирали пропуски и пересматривали вид на жительство. Каждая замена пропусков длилась от года до двух, в течение этого времени люди не могли свободно передвигаться – в Грузию не выпустят, могут только депортировать, по просьбе уставшего ждать человека (такое бывало), но в этом случае вернуться будет сложно. И по Южной Осетии лучше не передвигаться без пропуска – могут задержать.

По этому поводу были массовые протесты и петиции президенту Леониду Тибилову, в район даже выезжала специальная парламентская комиссия. Ленингорцы протестовали против разлучения семей – когда родителям давали пропуск, а детям указывали на границу, или наоборот. Причем в некоторых случаях это были родители-старики, нуждающиеся в уходе, в других - малолетние дети.

Гражданство – это еще и способ защитить свою недвижимость от посягательств – в районе хватает случаев, когда у людей отжимали через суд дома, магазины. Поэтому местные жители любыми правдами и неправдами пытаются раздобыть югоосетинский паспорт как более или менее надежное средство закрепиться в собственном доме. Как оказалось – скорее менее, чем более.

Все всё понимают – и власти, и жители. Поэтому в районе люди научились жить, не привлекая к себе внимания, отказывая себе в гражданском мужестве, даже в сочувствии к ближнему. Тем более если приспособиться да завезти дружбу с нужными людьми, то можно хорошо устроиться – получать зарплату в разы больше, чем в Цхинвале… Некоторые районные чиновники даже прикупили квартиры в элитных районах Тбилиси.

Но если вздумаешь поднимать голову – будет, как с Тамарой. В этом смысле все в подвешенном состоянии… Это такой особенный район, в котором действуют отдельные правила. Все президенты, правившие республикой после 2008 года, признавали сложившуюся ситуацию нездоровой, абсурдной, обещали ее исправить, говорит Тамара Меаракишвили:

«Приблизительно год назад, во время предвыборной встречи Анатолий Ильич лично обещал нам двойное гражданство в случае победы на президентских выборах. Мы ему тогда поверили, потому что его партия «Единая Осетия» в период парламентских выборов выполнила похожее обещание – помогла ста жителям района с получением югоосетинского гражданства. При этом все они сохранили грузинское гражданство. В 2012 году я спросила Леонида Тибилова, тогда еще кандидата в президенты: «Как вы можете обещать нам двойное гражданство, если Грузия не признает Южную Осетию?» Он пообещал нам в случае победы на выборах в одностороннем порядке принять закон о двойном гражданстве».

Ни Леонид Тибилов, ни Анатолий Бибилов обещаний не сдержали, зато ленингорская прокуратура теперь имеет возможность клепать уголовные дела против любого неугодного ей человека.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия