В предварительном заключении останутся шестеро активистов «Грузинского марша». Они обвиняются в нападении на журналистов «Рустави 2». Решение судьи тбилисского городского суда сторонники ультранационалистического движения встретили протестом. Ранее они грозились, что устроят перманентные акции и парализуют работу телекомпании.
«У «Мечты» – шестеро политзаключенных. Это политическое решение, и это за то, что Христа защищали», – с такими возгласами встретили решение тбилисского городского судьи Давида Куртанидзе задержанные активисты «Грузинского марша» и их сторонники. Мерой пресечения для «маршистов» он избрал предварительное заключение сроком на три месяца. Среди задержанных – один из лидеров «Грузинского марша» Ладо Садгобелашвили.
Он и еще пятеро активистов переусердствовали 19 марта, когда вместе с соратниками блокировали автомобиль, в котором находился журналист телекомпании «Рустави 2» Георгий Габуния. Разъяренные члены «Грузинского марша», пиная автомобиль и стуча кулаками по капоту, требовали от журналиста выйти и извиниться. Они посчитали, что он оскорбил религиозные чувства православных, когда накануне в прямом эфире, критикуя основателя «Грузинской мечты» Бидзину Иванишвили, сказал об «ошибке» Христа.
Your browser doesn’t support HTML5
Запомнившийся обществу своими неоднократными агрессивными действиями Ладо Садгобелашвили в начале судебного заседания предстал совсем в другом амплуа. Он был первым, кто встал, когда судья Давид Куртанидзе вошел, и начал читать «Отче наше», за ним последовали остальные заключенные и их сторонники в зале суда. «Не губите молодого политика», – робким голосом обратился затем Ладо Садгобелашвили к судье:
«У меня семья, которая в финансовом отношении зависит от меня, я политик и не собираюсь скрываться. К вам уже обратился мой адвокат с просьбой выпустить меня под залог. Очень вас прошу, не сделайте так, чтобы судьба молодого политика была предрешена в Глданской тюрьме».
Но через пару часов именно в эту тюрьму и отправили Ладо Садгобелашвили и еще пятерых его соратников. Их обвиняют в заранее спланированном групповом хулиганстве. А двум из них добавили статьи «насилие» и «намеренная порча имущества» за поврежденный автомобиль юриста «Рустави 2» Тамты Мурадашвили, в котором находился преследуемый активистами журналист Георгий Габуния, и за избиение другого журналиста – Давида Эрадзе.
«У вашего руководителя нет элементарной совести и гуманизма», – обратился лидер «Грузинского марша» Сандро Брегадзе к журналистам «Рустави 2».
Он имел в виду гендиректора телекомпании Нику Гварамия, который публично извинился за шутку журналиста Габуния и там же потребовал наказать «маршистов» по всей строгости закона.
«Обязательно обжалуем этот беспрецедентный случай, когда по одному факту возбуждено дело по нескольким статьям», – сказала адвокат задержанных Цира Джавахишвили.
Она указала на то, что ранее неоднократно устраивавшие беспорядки активисты «Грузинского марша» несли лишь административное наказание в виде небольшого денежного штрафа.
На этот раз все было совсем иначе, отметил представитель обвинения, прокурор Леван Копалиани:
«К делу было приобщено множество материалов, прямо указывающих на умышленные деяния обвиняемых. Судья полностью разделила позицию прокуратуры об опасности сокрытия и препятствия сбору свидетельств, а также совершения новых преступлений со стороны обвиняемых».
Действия следственных органов и решение суда адекватными на данном этапе считает пострадавшая при нападении юрист телекомпании «Рустави 2» Тамта Мурадашвили. Тем не менее она считает, что:
«В деле должны появиться еще две важные статьи – это «незаконное лишение свободы» по отношению ко мне и к Георгию Габуния, а в случае избитого журналиста Давида Эрадзе – статья «препятствие журналистской деятельности». Но об этих статьях пока речи нет».
Судебный процесс над активистами «Грузинского марша» проходит под пристальным вниманием НПО по правам человека. После нападения на журналистов правозащитники призвали власти строго отреагировать на посягательство на свободу выражения.
Первое судебное заседание по обвинению «маршистов» в групповом хулиганстве состоится 8 мая. В случае признания их вины, членам ультранационалистического движения грозит лишение свободы сроком от 2 до 5 лет.