Абхазская неделя: скорбь, Женева и проблемы адаптации

Абхазия всю неделю со скорбью и сочувствием реагировала на трагедию в Кемерове, где в пожаре в торговом центре погибли 64 человека. В церквях шли поминальные службы, к посольству России всю неделю несли цветы и игрушки. Во всех районах страны прошли акции памяти: молодежь выпускала в небо шары, зажигали свечи.

Участники акций проводили параллель со сбитым во время грузино-абхазской войны вертолетом, вывозившим детей из оккупированного грузинскими войсками Ткуарчала, в котором сгорели 85 человек, в том числе 35 детей.

Еще одна тема, которая стала предметом активного обсуждения: очередной, 43-й раунд женевских дискуссий, на которых представители Абхазии, Грузии, Южной Осетии при содействии ЕС, ООН и ОБСЕ обсуждают вопросы безопасности и гуманитарные темы, завершился безрезультатно. Договор о невозобновлении войны опять не подписан. Глава МИД Абхазии Даур Кове отметил, что в ходе женевских дискуссий Абхазия и Осетия сталкиваются с категорическим отказом грузинской стороны принятия даже устного заявления о неприменении силы по отношению к Абхазии и Южной Осетии.

Your browser doesn’t support HTML5

Абхазская неделя: скорбь, Женева и проблемы адаптации

Эксперты и политологи, комментируя итоги женевских дискуссий, отмечают, что такая позиция грузинской стороны, выражавшей накануне встречи готовность к подписанию заявления, связана с давлением, которое оказывается на власти Грузии со стороны оппозиционных политических сил этой страны. Похоже, что единственный формат, в котором происходит диалог между Грузией, Абхазией и Южной Осетией, находится под угрозой срыва. По мнению главы внешнеполитического ведомства, абхазская сторона будет готова продолжить диалог, только если увидит «реальную, а не декларативную готовность грузинской стороны к выстраиванию полноценного межгосударственного диалога».

«Женевские дискуссии находятся в стагнации и на протяжении многих лет не дают результата», – говорит Кове. Дискуссии проводятся десять лет, и все это время главной темой переговоров между представителями Абхазии, Южной Осетии и Грузии остается вопрос о подписании договора о неприменении силы.

На этой неделе в Абхазии активизировалась борьба с мраморным клопом. Во всех районах республики проходит механический сбор насекомых, которые наносят ощутимый вред сельскому хозяйству. Созданы мобильные бригады – они занимаются сбором клопа, выходящего из спячки, затем будут устанавливать ловушки для насекомых, и третий этап – химическая обработка личинок.

На пресс-конференции для местных СМИ глава администрации Галского района Темур Надарая подчеркнул, что главный лозунг борьбы с клопом – «Не навреди». Чтобы не нарушать экологический баланс, надо с большой осторожностью относиться к применению химикатов и делать ставку на механический сбор насекомого, считает Надарая. Здесь счет идет на вес – за каждый килограмм мраморного клопа выдается вознаграждение в размере одной тысячи рублей. В Очамчырском районе за неделю было собрано более 300 килограммов мраморного клопа.

В продолжение темы: в последние дни уходящего месяца Россельхознадзор сообщил, что со 2 апреля введены ограничения на ввоз в Россию из Абхазии всех товаров растительного происхождения, многооборотную тару и древесно-упаковочный материал из-за масштабного распространения коричнево-мраморного клопа.

Главный энергетик Абхазии Аслан Басария обратился на этой неделе к населению республики с призывом платить за потребляемую электроэнергию. «Если хотите получать качественную электроэнергию, то платите за нее исправно», – сказал он на пресс-конференции в Сухуме. Такие призывы из уст энергетиков звучат уже много лет, но показатели оплаты существенно не меняются, несмотря на строящиеся мини-гостиницы, кафе и рестораны.

Сегодня в Галском районе Абхазии, где компактно проживают мегрелы, проходит дискуссия о препятствиях адаптации населения приграничного района. Представители отдела образования и всех сел района говорят о языковом барьере. По мнению главы района Темура Надарая, это результат того, что много лет преподавание в приграничном с Грузией районе Абхазии велось по грузинской системе образования, с использованием грузинских учебников на грузинском языке, «и дети, которые заканчивали школы, не могли себя реализовать в Абхазии из-за языкового барьера и уезжали в Грузию».

Очевидно, что адаптироваться в Абхазии, в которой языком межнационального общения является русский, зная лишь мегрельский или грузинский языки, достаточно сложно. Поэтому вопрос, который вынесли на обсуждение молодежные организации района, актуален для данного региона.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия