Обсуждая итоги 43-го раунда Женевских дискуссий на встрече с полпредом по вопросам постконфликтного урегулирования Муратом Джиоевым, президент Анатолий Бибилов подчеркнул, что действия руководства Южной Осетии по выдаче тела Арчила Татунашвили были правильными.
«Как я понял, с этим по умолчанию согласились и европейцы. Неприятно слышать некоторых политиков, которые выносят подобные дела на политический уровень. Им ничего не осталось, кроме как обвинять руководство Южной Осетии в каких-то неправильных действиях. Мы все сделали правильно», – заявил Анатолий Бибилов.
В этом заявлении Бибилов сам факт передачи тела как бы вырвал из контекста. То есть извлек одно действие из целой череды взаимосвязанных событий и представил его в качестве отдельной, если не сказать единственной, истории. Истории хорошей, про то, как югоосетинская сторона передала тело родственникам.
Your browser doesn’t support HTML5
А где же все остальное? Все эти байки про задержание диверсанта, участника войны 2008 года, про диверсионную сеть, которую возглавлял Татунашвили, про какие-то списки диверсантов и их планы действий, которые при нем были обнаружены. Наконец, про конвоирование опасного диверсанта без наручников...
По мнению аналитика Международной кризисной группы Олеси Вартанян, руководители республики явно лукавят, делая подобные заявления. Они не могут не видеть просто в силу своей информированности, что все эти официальные версии по делу Татунашвили неубедительны, что эту историю просто невозможно оправдать. Говорит Олеся Вартанян:
«Вся эта история с человеческой точки зрения очень темная, очень неприятная. Я говорила об этом со многими людьми, которые смотрели на эту историю снаружи. У них вызвало совершенное неприятие то, как пытались трагедию пропавших без вести осетин использовать как контраргумент. Мне кажется, они продолжают слишком увлекаться этой историей, вместо того чтобы признать какие-то допущенные ошибки, выразить готовность рассмотреть этот вопрос или хотя бы обсуждать его. Наверное, это было бы больше по чести, если уж политическую сторону этого вопроса вообще отбросить».
Понятно, что эта история не будет иметь ощутимых последствий для Южной Осетии, которая находится под патронажем России. Ей не сократят из-за этого финансирование, не откажут в военной защите. Но именно в том, о чем говорила Олеся Вартанян, и есть главное последствие – она причиняет действующей власти ощутимый моральный ущерб, причем в глазах югоосетинского избирателя.
В этом смысле неслучайно Эдуард Кокойты выбрал для своей недавней критики команды Бибилова именно эту историю – она этически уязвима. Война закончилась, на дворе прочный мир, и жители республики больше не видят причин, из-за которых должны погибать люди, больше не видят оснований для жестокости.
По мнению югоосетинского общественника Тимура Цхурбати, неправы те, кто думает, что смерть Татунашвили не тронула южных осетин. Здесь и чисто человеческое сочувствие к погибшему и его семье, но здесь и недовольство властями, которые скомпрометировали их своим неблаговидным поступком.
Во время войны, вспоминает Тимур Цхурбати, бывало всякое, случались и проявления жестокости, но было и много примеров благородства, причем с обеих сторон, именно они становятся мерилом человеческих поступков:
«Я могу вспомнить случаи, когда грузинская сторона повела себя в высшей степени благородно. Это было на объездной дороге в Прис. Группа Гри Кочиева вступила в бой. Бой был жесткий. Один из парней по прозвищу Душман бесстрашно, жертвуя собой, прикрыл отход своей группы. После боя грузины связались с осетинами по рации, сказали: «Мы Душмана знаем, принесем его тело в такое-то место, приходите и заберите – никто стрелять не будет». Наши поверили, пошли забирать тело, и действительно никто не стрелял. Вот это пример этических норм воина, кавказца. А вот что произошло с Арчилом Татунашвили – получилось очень некрасиво.
– Ты считаешь, что эта история компрометирует защитников Южной Осетии?
– Больше всех здесь подставили именно Анатолия Бибилова. Я видел его в 2008 году в бою, и он, по определению, не мог отдать такого приказа, чтобы кого-то убить или пытать. И вообще, какой нормальный человек может такой приказ отдать? Подставили Бибилова».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия