Эксперт ОБСЕ Душан Игньятович побывал в Цхинвале и встретился с полпредом президента по вопросам постконфликтного урегулирования Муратом Джиоевым, а также с родственниками без вести пропавших граждан республики. На днях о том, что югоосетинские власти продолжат их поиски, заявил и президент Анатолий Бибилов и даже пообещал денежное вознаграждение за информацию об их судьбе.
Полномочный представитель президента Южной Осетии по вопросам постконфликтного урегулирования Мурат Джиоев накануне встретился с независимым экспертом ОБСЕ Душаном Игньятовичем, занимающимся поиском без вести пропавших югоосетинских граждан. Джиоев выразил надежду, что «рекомендации, содержащиеся в двух предыдущих докладах Игньятовича по выяснению судьбы молодых людей, похищенных в октябре 2008 года с территории Южной Осетии и пропавших на территории Грузии, будут выполняться соответствующими властями Грузии».
Игньятович также встретился с родственниками без вести пропавших лиц. Во встрече участвовали уполномоченный по правам человека при президенте РЮО, постоянный участник Женевских дискуссий Инал Тасоев и заместитель полномочного представителя президента РЮО по вопросам постконфликтного урегулирования Егор Кочиев.
Your browser doesn’t support HTML5
Южная Осетия в 2015 году привлекла независимого эксперта ОБСЕ для прояснения судьбы без вести пропавших в 2008 году жителей республики. В 2016 году он предложил свой доклад и рекомендации.
В документе эксперта было сказано, что «трое граждан Южной Осетии – Алан Хугаев, Алан Хачиров и Солтан Плиев – находились в руках правоохранительных органов Грузии, и власти Грузии несут ответственность за выяснение дальнейшей судьбы граждан Южной Осетии». В 2010 году республика привлекла к поиску молодых людей комиссара ЕС по правам человека Томаса Хаммарберга, который установили, что Хугаев, Хачиров и Плиев после похищения в 2008 году некоторое время находились в руках грузинских силовых структур, однако их дальнейшую судьбу прояснить не удалось.
На днях президент Южной Осетии Анатолий Бибилов заявил, что республика готова выплатить денежное вознаграждение за информацию о Солтане Плиеве, Алане Хачирове и Алане Хугаеве. Сумма вознаграждения – три миллиона рублей, по одному миллиону за каждого.
«Все силы надо сконцентрировать на поиске без вести пропавших, усилить работу на максимально возможные обороты, в том числе и с представителями международных организаций. Надеемся, что мы этих ребят найдем... Мы готовы выплатить денежное вознаграждение тем людям, которые дадут нам хоть какую-то информацию по месту их нахождения», – заявил Анатолий Бибилов.
Руководитель общественной организации «Журналисты за права человека» Ирина Яновская отмечает, что инициатива президента может оказаться эффективной:
«Мы знаем историю, когда о месте захоронения жертв Ередской трагедии, когда жители Южной Осетии были заживо захоронены, сообщил очевидец. В 1991 году в районе села Еред грузинская сторона остановила автомобиль «Урал» с 25 мирными гражданами. Отпустив женщин и детей, они увезли оставшихся 12 мужчин в неизвестном направлении, пытали и издевались над ними, после чего их заживо захоронили. Долгие годы судьба заложников была неизвестна, пока кто-то из людей, то ли очевидец, то ли знавший о месте захоронения от самих очевидцев, не сообщил информацию о том, где это случилось. И то, что наш президент сейчас предложил вознаграждение, думаю, возможно, это может сыграть. Жертв Ередской трагедии удалось обнаружить не сразу, а спустя время, пока кто-то не выдал эту информацию».
Югоосетинский эксперт Юрий Вазагов считает, что «могут появиться желающие поделиться информацией». Он также отмечает, что Южной Осетии стоит задействовать новые механизмы по поиску без вести пропавших:
«Очень важно в этих вопросах проявлять последовательность, держать вопрос в повестке дня и обсуждать в политическом пространстве – и общественностью, и политиками. Воздействовать на Грузию надо и другими путями, привлечь новые беспристрастные международные правозащитные организации, которые более объективно относятся к Южной Осетии. Почему этого не делалось за десять лет? Меры принимались то с большей активностью, то с меньшей. На Женевских дискуссиях вопрос поиска без вести пропавших граждан Южной Осетии поднимается постоянно. Общественность Европы, которая не так предвзято настроена к Южной Осетии, можно было бы поработать с ней и также брать пример с Грузии, которая при малейшем происшествии устраивает форменную информационную истерию, привлекая свои группы поддержки на Западе. Южной Осетии тоже необходимо вести такую работу».
Согласно информации властей, без вести пропавшими считаются более ста тридцати граждан Южной Осетии.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия