Что думают в Южной Осетии об инициативах Тбилиси?

По мнению большинства цхинвальцев, инициатива грузинского правительства в большей степени рассчитана на жителей Ленингорского района

Правительство Грузии выступило с новой мирной инициативой «Шаг к лучшему будущему». Насколько она реализуема, как она воспринимается населением республики, как к ней отнесется Москва?

На этой неделе премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили представил новую мирную инициативу правительства – «Шаг к лучшему будущему», которая нацелена на улучшение гуманитарного и социально-экономического положения граждан, проживающих в Абхазии и Южной Осетии. Инициатива, в частности, включает расширение торговли вдоль границы с республиками, поддержку общих и индивидуальных бизнес-инициатив, бесплатное образование в вузах Грузии, доступ к безвизовому режиму с ЕС, свободную торговлю.

«Это еще одно заявление о том, что курс мирной политики, взятый правительством, будет продолжаться. Этот шаг направлен на восстановление доверия и активизацию процесса примирения», – подчеркнул Георгий Квирикашвили.

Your browser doesn’t support HTML5

Что думают в Южной Осетии об инициативах Тбилиси?

По мнению российского политолога и публициста Андрея Епифанцева, грузинская сторона явно не учла такой немаловажный момент, как механизм реализации этих инициатив и условия, в которых их предполагается осуществлять. Конечно, если эта помощь не предполагает переселение адресной группы в Грузию или хотя бы в Россию. По мнению Епифанцева, если с таким человеческим проектом, как бесплатное медицинское обслуживание для жителей республик, власти Южной Осетии мирились – просто не могли не мириться, то в отношении остальных инициатив их реакция может быть не столь терпимой. Например, трудно представить, что выпускник тбилисского университета вернется в Цхинвал и его примут с этим дипломом на работу в бюджетную организацию, не говоря уже о государственной службе. Говорит Андрей Епифанцев:

«Посмотрите, какие весь прошлый год были дискуссии в Южной Осетии и к чему они привели (легализация грузинского импорта, организация таможенного поста и фитосанитарного контроля на пункте пропуска «Раздахан» – прим. «Эха Кавказа»). Я могу допустить при определенных условиях активизацию приграничной торговли, что-то вроде проекта «Эргнети 2». Подвижки здесь могут быть, хотя насколько они будут активные – большой вопрос. Но не что-то более серьезное, не бизнес-инициативы, как я читал, – получение кредитов в Грузии для реализации каких-то проектов. Что предприниматель будет с этим кредитом делать? Власти просто задушат любое югоосетинское предприятие, которое возьмет кредит в Грузии!

– А как Россия будет реагировать на эти инициативы? Позволит она Грузии лезть в свой огород?

– Россия не будет активно высказываться в публичной плоскости по поводу этой инициативы, потому что ее многолетняя официальная позиция состоит в следующем: мы не препятствуем общению Грузии, Абхазии и Южной Осетии, вы должны договориться, а мы готовы рассматривать любой вариант. Но на неофициальном уровне, я думаю, будет договоренность с руководством республики эти инициативы не принимать и всячески их тормозить за исключением некоторых моментов гуманитарного свойства, как, например, с бесплатным лечением».

И все-таки южным осетинам душно в объятиях России. Им хочется большего – они тоскуют по временам транзита, Эргнетского рынка. Все это было, вспоминает югоосетинский писатель Тамерлан Тадтаев, и все это прикрыли по инициативе Грузии, а не России или Южной Осетии:

«Очень любопытные инициативы. Меня радует, что Грузия вносит такие мирные предложения. Но в то же время мы все это уже проходили – и хорошее, и плохое, но всегда почему-то заканчивалось плохим. Кровь осетин напугана до ужаса грузинами, понимаешь, и чтобы это прошло, нужно время. Я думаю, что в ближайшее время осетины точно не примут никаких предложений от Грузии. Пойми, в течение 20 лет под моей кроватью лежал автомат или пулемет. Зачем мне такая жизнь? И они все это время нам говорили «мир да дружба», а потом – ба-бах... И нас уничтожали.

– И в то же время ты не можешь отрицать – южным осетинам любопытно, что происходит в Грузии, как происходит, особенно теперь, когда вопрос безопасности закрыт.

– У меня есть любопытство, причем большое любопытство. Я очень рад, что в Грузии какие-то перемены происходят, какие-то процессы идут. Но не возникнет ли на фоне этих процессов новый Гамсахурдиа или Саакашвили, и не ударит ли он опять по Южной Осетии? Такие мысли меня посещают, а так я, конечно, за мир, но на равноправной основе.

– Ты все-таки исходишь из личных переживаний военного времени...

– Да, я всегда исхожу из личного. Там есть хорошие ребята, писатели, с которыми я дружу, дай бог им здоровья. Но когда их захлестывает вот эта фигня – «Грузия для грузин», меня страх берет».

По мнению большинства цхинвальцев, с кем удалось сегодня поговорить, эта инициатива в большей степени рассчитана на жителей Ленингорского района. Они свободно ездят в Грузию, учатся в грузинских вузах, и их никто за это не осуждает. Они запросто могут получить кредит на развитие бизнеса, и им, имеющим наряду с югоосетинским паспортом и грузинское гражданство, уже сейчас открыта дорога в Европу.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия