Сегодня исполнился год со дня избрания Анатолия Бибилова президентом Южной Осетии 9 апреля 2017 года. Бывший спикер парламента стал четвертым главой югоосетинского государства. Тогдашний лидер оппозиции с большим перевесом одержал победу над Леонидом Тибиловым уже в первом туре.
На президентских выборах 9 апреля Анатолий Бибилов набрал 57,9 % голосов избирателей, одержав победу над тогдашним президентом Леонидом Тибиловым. Инаугурация нового главы государства прошла на республиканском стадионе 21 апреля.
Президент, который пришел к власти с обещаниями борьбы с коррупцией, начал правление с громких арестов. Уже спустя неделю после вступления в должность республику облетела новость о задержании исполняющего обязанности министра сельского хозяйства Южной Осетии Виталия Плиева. Под маховик силовиков попал и бывший директор подведомственного Минсельхозу предприятия «Агропромсервис» Александр Джиоев. КГБ обвинил их в хищении бюджетных средств. На Виталия Плиева было заведено уголовное дело по статье «мошенничество», однако спустя неделю, 2 мая, его освободили из-под стражи под подписку о невыезде, и он появился на рабочем месте. Фигурантом громкого коррупционного дела стал и директор «Югосетнефтепродукта» Владимир Тигиев, задержанный КГБ в качестве подозреваемого по уголовному делу по статье 159 УК РФ (мошенничество) по фактам хищения имущества ГУП ПО «Югосетнефтепродукт» и «незаконному выводу финансовых средств из оборота государства». Однако ни дело Виталия Плиева, ни дело Тигиева так и не дошли до суда.
Your browser doesn’t support HTML5
Президент даже провозгласил новый лозунг борьбы с коррупцией: «Верни деньги и спи спокойно». 28 июля 2017 Бибилов заявил, что чиновники Южной Осетии, злоупотреблявшие своими полномочиями в корыстных целях, должны вернуть государственные средства, после чего «могут спать спокойно».
«Договоренность с бывшим министром сельского хозяйства Виталием Плиевым есть, и он вернет средства. Моя позиция такова: верни деньги и спи спокойно», – сказал тогда президент.
Более жестко Бибилов высказался в отношении главы цхинвальской нефтебазы, который, по словам президента, продавал в Северной Осетии высококачественное горючее компании «Роснефть», предназначенное для Южной Осетии, а в республику поставлял некачественное топливо и продавал его по завышенным ценам.
«Это наплевательское отношение к своему народу», – отметил тогда Бибилов.
Югоосетинский эксперт Юрий Вазагов подчеркивает, что официальной информации о том, сколько средств было возвращено в бюджет, нет:
«В объявленной борьбе с коррупцией изначально было заявлено, что задержанные чиновники, в случае возмещения нанесенного ущерба, будут освобождены от ответственности. Прозвучала официальная информация, что бывший глава Министерства сельского хозяйства в том или ином порядке выплачивает суммы. Но никакой другой официальной информации на сегодняшний день нет. Конкретной информации, что деньги вернули в государственный бюджет, нет».
Во внешней политике Анатолий Бибилов обещал максимальное сближение с Россией с перспективой дальнейшего вступления в состав этой страны. 3 мая Бибилов на встрече с Владимиром Путиным в Сочи заверил российского президента в неизменности курса на «большую интеграцию» и «большее сотрудничество с Россией».
В ноябре 2017 года югоосетинский президент посетил Россию уже с официальным визитом. В Ново-Огарево прошли переговоры с Владимиром Путиным, который заявил, что Россия была и будет гарантом безопасности и стабильности Южной Осетии.
Не забывал югоосетинский президент и других союзников. В 2017 году Бибилов посетил с официальным визитом Абхазию. Он – частый гость в Донецке и Луганске, независимость которых признал Цхинвал. В январе этого года югоосетинский лидер побывал в Республике Сербской.
Соратники президента контролируют парламент, но наладить диалог с другими политическими силами пока не удается. 10 апреля 2017 года Анатолий Бибилов в интервью «Эху Кавказа» заявил, что главной задачей считает консолидацию общества:
«…Если же говорить о планах, которые, конечно, есть, то это в первую очередь консолидация общества. Это налаживание отношений между ветвями власти, в которых сегодня есть определенная проблема. Почему? Потому что мы прекрасно понимаем, что без консолидации наверху между ветвями власти ни о какой консолидации народа, сторонников тех или иных политических фигур не может быть речи. В первую очередь надо начать с головы. Для меня народ Южной Осетии дорог и любим. Я не делю его на сторонников тех или иных политических фигур. И мы будем делать все, чтобы консолидировать сторонников всех политиков, в этом и состоит наша программа – в консолидации общества».
Довольно противоречивыми остаются отношения Анатолия Бибилова с бывшим президентом Эдуардом Кокойты, который в 2017 году призвал сторонников поддержать политика на выборах. Недавняя критика Эдуардом Кокойты действий югоосетинских властей в связи с делом Арчила Татунашвили еще раз выявила непростые отношения двух политиков. Юрий Вазагов считает, что все дело в политической конкуренции:
«Политическая конкуренция никуда не делась. Интересы различных политических групп сохраняются, и они будут их отстаивать. Дискуссии, выпады и т.д. для Южной Осетии – обычное явление, и как обострение ситуации их не стоит рассматривать, но при некоторых обстоятельствах политическая конкуренция может обостриться. Это зависит от действующих лиц».
Вазагов также напомнил о заявлении Бибилова, который в первом интервью после выборов заявил, что будет «консолидировать общество и необоснованных увольнений и арестов не будет».
«За прошедший год можно констатировать, что по политическим признакам и из-за политической позиции сейчас никто не преследуется в Южной Осетии», – говорит эксперт. Арест бывшего главы комитета информации, массовых коммуникации и связи Георгия Кабисова Юрий Вазагов политически мотивированным не считает.
Напомним, в ноябре 2017 года был арестован полковник СВР Георгий Кабисов по подозрению в превышении должностных полномочий. Родственники Кабисова считают арест политически мотивированным и упрекают Анатолия Бибилова в сведении личных счетов. Арест Кабисова резко активизировал рост протестных настроений в обществе и обострил отношения с командой Эдуарда Кокойты, выступившего с критикой действий нынешнего руководства.
Среди внутриполитических реформ главным стало подписание президентом указа о переходе парламента на профессиональную основу, курс на сокращение количества политических партий, ужесточены требования ценза оседлости к кандидатам в депутаты. Последнее вызвало острые дискуссии в обществе и самом парламенте.
Многие соратники президента примерили судебные мантии, что позволило критикам высказать опасения, что исполнительная власть может оказывать влияние на работу судебной.
Проблемным все это время оставался Ленингорский район. Уголовное преследование гражданской активистки Тамары Меаракишвили по заявлению председателя районного отделения партии «Единая Осетия» вызвало критику югоосетинского руководства как в самой республике, так и за ее пределами. Международные организации назвали дело политически мотивированным.
Еще больший репутационный урон югоосетинской власти нанесло затягивание передачи тела гражданина Грузии Арчила Татунашвили родственникам. Татунашвили скончался 22 февраля 2018 года при подозрительных обстоятельствах после ареста в КГБ республики. Бывший президент Эдуард Кокойты назвал случившееся спланированной провокацией против Южной Осетии и России, в которой, возможно, участвовали югоосетинские власти.
«Если он был диверсантом, то надо предоставлять доказательства. Но в данном случае это провокация против Российской Федерации с далеко идущими последствиями, и, к большому сожалению, я не исключаю, что в этой провокации завязано и руководство Южной Осетии», – заявил Кокойты.
Бибилов заочно ответил экс-президенту, заявив:
«Неприятно слышать некоторых политиков, которые выносят подобные дела на политический уровень. Многие политики, считающие себя политическими тяжеловесами, начинают худеть от того, что далеко отошли от финансовых средств России, которые они использовали в своих целях. Сейчас им ничего не осталось, кроме как обвинять руководство Южной Осетии в каких-то неправильных действиях. Мы все сделали правильно», – заявил президент.
Кокойты также обратил внимание на несостоятельную политики властей в Лениногорском районе:
«Грузины, которые проживают на территории Ленингорского района, – это граждане Южной Осетии. Каждый президент, каждый чиновник обязан соблюдать нормы Конституции и права – это наши граждане, мы обязаны их отстаивать. Но если, не дай бог, человек готовит диверсии против республики, против моего народа, а мой народ – это все, кто проживает на территории республики, тогда можно принимать жесткие меры. Но его вину нужно доказывать».
Старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев выделил три аспекта, которые не способствуют эффективности президента Бибилова. Говорит Николай Силаев:
«Из Южной Осетии по-прежнему мало поступает экономических новостей. Нет каких-то позитивных шагов с серьезным экономическим развитием. Наверное, это где-то происходит, но мы об этом слышим очень мало. Во-вторых, не было серьезных причин для того, чтобы пересматривать наследие предшественников в той части, которая касается Ленингорского района, и из-за этого создается на ровном месте точка напряжения, внутриполитическая, которая по большому счету президенту не нужна. Это, наверное, главная вещь. И, в-третьих, конечно, кризис, связанный с Арчилом Тутанашвили, будут еще президенту Южной Осетии вспоминать долго. Это неизбежно. С этим вызовом, с этим кризисом власти Южной Осетии справляются плохо».
Прошедший год президент провел активно, но не забыл Анатолий Бибилов и об отдыхе. Сразу после первых «ста дней» он неожиданно ушел в двухнедельный отпуск. Отдыхал Бибилов в течение первого президентского года дважды, оба раза в Сочи - в январе этого года и в августе прошлого.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия