Со 2 по 6 апреля в Абхазии проходил первый Сухумский международный кинофестиваль короткометражных фильмов (хронометраж от 10 до 30 минут). В нем приняли участие 32 работы режиссеров из Абхазии, Западной Европы, включая Германию, Францию, Италию, Великобританию, Бельгию и т.д., России и других стран СНГ, а также Марокко, Туниса, Южной Кореи, Ирана.
Красная ковровая дорожка, расстеленная на ступеньках входа в Сухумский русский театр драмы (Русдрам) им. Фазиля Искандера, по которой поднимались гости фестиваля в окружении восторженной публики во время торжественных церемоний открытия и закрытия... Вручение Гран-при и статуэток победителям в разных номинациях... Нетрудно предвидеть саркастическую улыбку недоброжелателей Абхазии. Захотелось, мол, сепаратистам, которым реально «не до жиру, быть бы живу», дотянуться до тех, кто раздает статуэтки «Оскар» американской киноакадемии, золотые пальмовые ветви в Каннах, золотых и серебряных львов в Венеции и медведей в Берлине...
Впрочем, и сами насмешники, конечно, понимают, что, помимо этих гранд-фестивалей, в мире существует и множество более скромных киносмотров. И вот Сухум решил «затесаться» в их число.
Your browser doesn’t support HTML5
Конечно, для Абхазии, для ее властей и бизнес-сообщества начало проведения Сухумского кинофестиваля имеет значение куда большее, чем для какого-нибудь сопоставимого по размерам региона общепризнанной мировым сообществом страны. (Организаторы еще перед началом фестиваля выразили большую благодарность абхазским спонсорам – компаниям «Вина и воды Абхазии», «А-Мобайл», «Абхазтоп» и другим.) Вот почему в обществе обеспечен самый теплый прием гостей фестиваля из разных стран и континентов. А если еще добавить сюда, что для многих представителей съемочных групп фильмов с северных суровых широт оказалась очень привлекательной возможность приехать сюда в начале апреля и «отогреться» на сухумском солнышке (температура воздуха в те дни поднималась до 22-25 градусов), о чем они откровенно говорили в своих интервью местным СМИ, то можно сказать: фестиваль был обречен на успех.
Поскольку желающих представить свои работы на кинофестивали сейчас очень много, в данном случае поступило 3,5 тысячи заявок, и организаторы отобрали лишь сотую их часть – наиболее, на их взгляд, достойные ленты. Как всегда в таких случаях, возникает вопрос: предпринимала ли грузинская сторона попытки помешать проведению фестиваля в Сухуме? Как же без того...
Как рассказывал директор фестиваля, кинорежиссер, председатель госкомитета по молодежной политике Абхазии Теймураз Квеквескири, МИД Грузии через свои посольства в ряде стран постаралось воздействовать на их внешнеполитические ведомства, и те убедили авторов принятых на конкурс лент не ехать в Сухум. Но многие, тем не менее, к этим рекомендациям не прислушались.
Но вернемся к приятному, то есть к самому фестивалю. Во вторник, среду и четверг на прошлой неделе в одиннадцать и семнадцать часов в Русдраме начинались показы конкурсных лент. Как мне ни хотелось увидеть их максимальное количество, рабочая текучка позволила посмотреть целиком только два фильма – марокканский и хорватский. А в пятницу днем для гостей фестиваля была устроена поездка в красивейшие места Абхазии – на озеро Рица и в Новый Афон. И только в шесть вечера в переполненном зале Русдрама началась церемония закрытия фестиваля с вручением премий и призов.
Председатель жюри фестиваля российский кинорежиссер, сценарист и продюсер Анна Меликян начала свое выступление так:
«Я хотела бы сразу сказать «спасибо» невероятным организаторам за такую атмосферу, за такую любовь и заботу, которой они нас окружили. Я хотела бы сказать спасибо прекрасным членам жюри. Вы слышали, как несколько раз звучало от членов жюри: «Мы разные, мы разные»...
Анна Меликян подчеркнула, что мнения членов жюри нередко разнились, но каждый из них голосовал честно. Третье место и денежный приз в 50 тысяч рублей завоевала короткометражка режиссера Инара Нармания из Абхазии «Меня зовут Махаз», второе место и приз в 100 тысяч рублей – «Новый дом» режиссера Жиги Вирка из Словении, а Гран-при достался Ирине Волковой из России за фильм «Костик» – 200 тысяч рублей.
Фильм молодого абхазского режиссера удостоился также приза зрительских симпатий. Обладатель второй премии Жига Вирк из Словении поприветствовал зрителей на абхазском языке, что вызвало бурную реакцию в зале. Обладательница Гран-при фестиваля Ирина Волкова сказала:
«Меня вообще не оставляло с самого приезда ощущение, что я где-то в родном месте. Мы могли с чем сравнивать. Это было больше, чем шикарно. Было круто. Держите эту марку».
Помимо основных призов, участники кинофестиваля были отмечены специальными дипломами. Так, Министерство культуры и историко-культурного наследия Абхазии в номинации «Лучший сценарий» выделило фильм «Черная мамба» режиссера и фотографа из Туниса Амел Гуэллати.
«У меня был культурологический шок, потому что у меня были до этого некоторые другие представления о том, что происходит в Африке или в Азии в связи с вызовами, перед которыми мы все стоим. Как приятно, что прорвались к нам», – сказал замминистра культуры и историко-культурного наследия Абхазии Батал Кобахия.
Фильм «На другом берегу реки Дурман» удостоился награды за «Лучшую операторскую работу». Его авторы из Южной Кореи со сцены признались в любви к Абхазии и пообещали при первой же возможности снять здесь один из своих будущих фильмов.
Тимур Квеквескири подчеркнул, что Сухумский фестиваль стал беспрецедентным и грандиозным событием в республике. Он поблагодарил участников фестиваля и членов жюри за работу, зрителей за то, что сумели тепло встретить гостей, а МИД Абхазии за то, что это ведомство сделало возможным приезд гостей из дальнего зарубежья. Для гостей и участников фестиваля организаторы подготовили интересную концертную программу, в частности, выступления артистов Анатолия Алтейба, Тамары Вороновой, солистов Государственного ансамбля песни и танца Абхазии.
После этого, после перерыва, уже в десятом часу вечера начался показ фильмов-победителей фестиваля, который предварила давнишняя черно-белая короткометражка «Старая кровать» одного из членов жюри, директора киностудии «Абхазфильм» Вячеслава Аблотия. Легкий и ироничный фильм «Меня зовут «Махаз» свидетельствует, мне кажется, о большом потенциале режиссера Инара Нармания. Короткая лента с элементами фильмов ужасов «Новый дом» поднимает актуальную для Европы и вообще сегодняшнего мира тему беженцев. Что касается фильма «Костик», повествующего о поисках пропавшего молодого человека двумя женщинами – его матерью и бывшей девушкой, то начало его просто заворожило, «затянуло в себя» своими недосказанностями и ожиданием дальнейшего развития событий, а вот концовка, не скрою, разочаровала слабой убедительностью того, во что нам предлагалось поверить вопреки заявленным характерам. По-видимому, и этот фильм, в частности, вызывал в жюри споры.
В планах организаторов – не только продолжить проведение кинофестивалей в Сухуме, но и расширить их программу, включив в нее полнометражные художественные и документальные ленты.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия