Приостановить работу шахт в Ткибули, освободить рабочих от налогов и снизить пенсионный возраст – это неполный список пунктов обращения Объединенных профсоюзов Грузии к премьер-министру. Георгий Квирикашвили на него не ответил, шахтеры намерены начать самостоятельную борьбу за свои права.
После каждой очередной смерти грузинское общество возвращается к теме трудовой безопасности. 6 апреля – на следующий день после гибели шестерых шахтеров в Ткибули – Объединенные профсоюзы обратились к премьеру страны Георгию Квирикашвили. Не дождавшись ответа, сегодня они отправили свое письмо еще раз и заявили, что начинают собирать подписи в поддержку своей инициативы.
По большей части она состоит из предыдущих, так и не воплотившихся в жизнь. В ней, к примеру, есть пункты, подразумевающие освобождение ткибульских и чиатурских шахтеров от уплаты налогов, снижение пенсионного возраста до 55 лет, повышение заработной платы в соответствии с инфляцией. Кроме того, профсоюзы предлагают приостановить работу на ткибульских шахтах до тех пор, пока они не будут реабилитированы. Что важно – с сохранением заработных плат, говорит глава Объединенных профсоюзов Ираклий Петриашвили:
Your browser doesn’t support HTML5
«Речь идет о реабилитации. Проводя ее, государство должно взять на себя то обязательство, которое выполняет предприятие, – выдавать городу около миллиона лари (ежемесячно) для различных проектов. У бизнес-организации в связи с реабилитацией будут траты, поэтому в такой ответственный момент ей нужна будет помощь государства».
Профсоюзы особым доверием у шахтеров не пользуются. Они вообще мало кому доверяют. После последней трагедии они тоже подготовили список требований, которые в общих чертах созвучны обращению профсоюзов. Леван Бешкенадзе, член инициативной группы ткибульских шахтеров, говорит, что на следующей неделе с ними обещали встретиться представители правительства. Шахтеры надеются на поддержку горожан:
«В день, когда будет проходить встреча, мы организуем акцию. Весь Ткибули соберется у здания, где мы ознакомим власти с нашими требованиями. Может быть, хоть это сможет заставить их принять какие-то решения. Люди уже в отчаянии, должен кто-то наконец взять ответственность за это предприятие, за Ткибули».
Не только ткибульские шахтеры чувствуют себя незащищенными на рабочих местах, говорит Лина Гвинианидзе, представительница Центра изучения и мониторинга прав человека:
«Мы требуем четкого признания того, что экономическая политика нуждается в изменениях, и хотим увидеть реальные шаги в этом направлении. Наряду с теми требованиями, которые выдвигают ткибульские шахтеры, мы хотим, чтобы государство начало работать в режиме специального контроля безопасности в сфере тяжелой промышленности, не дожидаясь пока заработает новый закон».
Между тем сам закон, основные положения которого вступят в силу с 2019 года, правозащитники, как и профсоюзы, жестко критикуют.
В отличие от них Эльза Джгереная, глава департамента труда при Минздраве, настроена оптимистично и считает, что у него есть все шансы изменить существующую реальность.
«В каждой стране, где (похожий) закон работает эффективно, статистика смертности на рабочих местах снижается. Этот закон обяжет нанимателей выполнять те нормы, соблюдение которых сегодня зависит от их доброй воли. За нарушение правил безопасности новый закон предусматривает штрафы разных размеров от 100 до 50 тысяч лари», – сказала Эльза Джгереная «Эху Кавказа».
По ее словам, с 2015 года департамент проинспектировал около 700 различных объектов. В 80% случаев служба зафиксировала нарушения норм безопасности.