Правящая партия и оппозиция объединяются против президента. Убийство молодой женщины в центре Тбилиси может привести к переформатированию политического поля в Грузии.
Громкое убийство 25-летней женщины в центре Тбилиси может стоить президенту Грузии дальнейшей политической карьеры. Правящая партия и часть парламентской оппозиции выступили единым фронтом против Георгия Маргвелашвили. То, что именно его подпись стояла под актом о помиловании будущего убийцы, спровоцировало волну заявлений политического характера. Не помог и экстренный брифинг президента, на котором он пообещал пересмотреть подход к досрочному освобождению осужденных за насилие.
В «Грузинской мечте» прямо назначили президента ответственным за произошедшее. Позицию правящей партии озвучила вице-спикер парламента Тамар Чугошвили:
Your browser doesn’t support HTML5
«Я не знаю другой страны, которая хотя бы близко подойдет к этой статистике. Это очень большой процентный показатель, и мы увидели и результат. Помилованное лицо совершило жесточайшее убийство. Этот механизм, который мы получили в таком виде в руках президента, не садится ни в какую логику. Может, в других странах есть такой аналог, и я о нем не слышала, но помилование – это единичный акт, а не действия в отношении сотен, десятков лиц. Особенно если это касается совершающих насилие. Почему-то наш президент решил использовать все это в такой форме».
К критике присоединилась и оппозиционная «Европейская Грузия». В ответ администрация главы государства заявила об антипрезидентском тандеме двух партий. Советник Маргвелашвили Пикрия Чихрадзе обвинила политические силы в координированной атаке на гаранта Конституции:
«Когда все те люди, в том числе представители «Европейской Грузии», которые, критикуя президента, используют ту же лексику, что и правящая партия, можно говорить о сотрудничестве – об этом давно говорят. Это не наш выбор – это их решение, и избиратель сделает из этого выводы. Когда критика идет со стороны общественности, это понятно, и мы это принимаем. Но когда обвинения от этих двух сил звучат, как в оркестре, мы понимаем, что имеем дело с грязной запланированной кампанией».
Сегодня противостояние вышло на новый уровень – теперь как «Европейская Грузия», так и «Грузинская мечта» в один голос заявляют о политическом суициде президента. В оппозиции утверждают, что Маргвелашвили сам себя дискредитировал, помиловав «наркореализатора и насильника», а в партии власти открыто призывают главу государства к отставке. Глава парламентской фракции «Грузинской мечты» Мамука Мдинарадзе заявил о попытке президента переключить внимание общественности:
«Вместо того чтобы президент взял на себя ответственность за свои решения, в том числе и за освобождение Бакрадзе (обвиняемый в убийстве 25-летней женщины), в том числе и за помилование большого количества лиц, осужденных за тяжкие преступления, на протяжении этих дней мы видим циничное поведение и перенос всего этого в политическую плоскость. И на этом фоне мы слышим тысячи глупостей, в том числе заявления о каком-то объединении двух политических сил. Это попытка переключить внимание и избежать ответственности».
Впрочем, по мнению некоторых наблюдателей, парламентские силы призывают президента к ответу не столько за пресловутое помилование, сколько за его возможное желание остаться в кресле главы государства еще на один срок. О том, что Георгий Маргвелашвили мог бы стать единым кандидатом от непарламентской оппозиции на предстоящих президентских выборах, заявила на днях один из лидеров партии «Новые правые» Манана Начкебия:
«Мы считаем, что кандидат должен быть надпартийным: кандидат, который не будет представителем какой-либо партии, гораздо приемлемее. Одним из таких рассматривается Георгий Маргвелашвили. Он изначально был избран от «Грузинской мечты», но впоследствии смог сохранить независимость и по многим вопросам показал принципиальность. Самое главное, этот человек понимает, что такое демократия и баланс между ветвями власти».
Сейчас, считают наблюдатели, Георгию Маргвелашвили придется приложить усилия, чтобы сохранить шансы на такое развитие событий. У многих наблюдателей создается впечатление, что «Грузинская мечта» и «Европейская Грузия» действительно объединились – как минимум для того, чтобы не дать возможности действующему президенту снова побороться за главный государственный пост осенью этого года.