Сегодня у епископа Амвросия, управляющего Аланской епархией, на таможенном посту «Нижний Рук» отобрали югоосетинский паспорт, когда он покидал республику после пасхальных праздников. Свои действия силовики не объяснили, но смысл не вызывает сомнений – епископа лишили гражданства и дали понять, что в Южную Осетию ему отныне дорога закрыта.
Сегодня в половине девятого утра на посту «Нижний Рук» был остановлен автомобиль, на котором ехали епископ Аланской православной церкви Амвросий Мефонский и сопровождавшие его представители духовенства. Силовики без объяснения причин забрали у епископа паспорт гражданина Республики Южная Осетия.
Дозвониться до непосредственных участников инцидента не удалось, телефоны епископа и сопровождавших его священнослужителей отключены, и, как мне объяснили в Аланской епархии, отключены умышленно. Дело в том, что весть о беззаконии и насилии в отношении епископа разнеслась быстро, много людей стало звонить священникам, интересоваться произошедшим. Поэтому до выяснения всех обстоятельств инцидента и до получения каких-то объяснений от светских властей священники решили взять паузу.
Your browser doesn’t support HTML5
Прихожане Аланской епархии, с кем удалось сегодня поговорить, считают инцидент продолжающимся давлением на паству и духовенство со стороны руководства республики, которое с осени прошлого года демонстрирует решимость перевести все население республики под амофор РПЦ. Началось это после встречи президента Бибилова с Патриархом Кириллом, на которой обсуждалась возможность перехода.
По приезде из Москвы в ноябре прошлого года президент посетил духовенство Аланской епархии, встретился с прихожанами и предложил всем перейти с состав РПЦ. Говорят, услышав отказ, он раздосадовался и, уходя, обронил, что не переступит больше порог Аланской епархии. На Пасху он принял участие в пасхальной службе церкви 58-й российской армии, а службу в главном храме республики государственные СМИ обошли молчанием. Прихожанин Алан Плиев, бывший глава цхинвальского района, говорит, что подобные вопросы так не решаются:
«К вопросам веры нужно подходить деликатно, в противном случае можно глубоко ранить душу прихожан какими-то поспешными решениями. А такие сложные вопросы, как переход от одной епархии в другую, – это предмет не одного дня переговоров. По крайней мере, не так быстро, с плеча можно такие вопросы решать. Надо сначала спросить мнение прихожан».
А теперь, судя по всему, светские власти перешли от практики уговоров и игнорирования к открытому давлению, причем давлению преступному. По закону лишить человека гражданства может только суд. Судебным разбирательствам по закону предшествует расследование специальной комиссии по гражданству, которая вместе с правоохранительными органами находит подтверждение тому, что гражданство было получено в нарушение закона.
Недавно президент утвердил новый состав комиссии, правда, непонятно зачем она, если, как выяснилось сегодня, паспорт можно просто отобрать без объяснения причин. По мнению руководителя медиа-центра «Ир» Ирины Гаглоевой, эта история тем более неприятна, что жертвой произвола стал человек, пользующийся в республике всеобщим уважением:
«Это человек, который многие годы здесь сеял добро, мир. Он пробуждал в людях лучшие чувства, в тех, кто потерял в себе уверенность, потерял надежду, потому что все-таки трудные времена переживала наша республика. Владыка Амвросий – очень светлый человек, к нему со стороны паствы самое искреннее отношение было и будет, вне зависимости от того, где он будет находиться – в республике или за ее пределами. То, что с ним сделали сегодня, – это, конечно, беспредел. Издевательство. И сделали это люди, которые больше всех кричат на каждом углу о Боге, о высоких материях, а сами поступают низко. Очень больно и горько это осознавать».
По мнению российского политолога Николая Силаева, отношения государства и религии всегда склонны к тому, чтобы быть напряженными. И любые конфликты между чиновниками, политиками и религиозными деятелями очень трудно улаживать, трудно разрешать. И здесь вопрос может быть в том, с какой целью это было все сделано:
«Явно это не вопрос о власти, хотя, конечно, в каком-то смысле это вопрос о влиянии на умы людей. Понятно, что есть влиятельные силы в Южной Осетии, наверное, и в России тоже, которые были бы заинтересованы в каком-то однородном религиозном ландшафте республики, но вряд ли эта цель достигается при помощи простых административных мер».
Ирина Гаглоева называет возможной целью этого давления – ликвидацию Аланской епархии:
«Все делается для того, чтобы уничтожить Аланскую епархию, которая только-только начинает возрождаться. Не все так просто с возрождением – и опыта мало, и политические факторы, к сожалению, вмешиваются в этот процесс, и РПЦ в этой истории играет весьма нелицеприятную роль. В последнее время все больше и больше непонятно поведение этой организации».
Наверное, началом конфликта Аланской епархии и РПЦ можно считать 2008 год, когда после окончания пятидневной войны в республику приехал митрополит Ставропольский и Владикавказский Феофан. Он тогда, встретившись с владыкой Амвросием Мефонским, сказал ему: «Ты здесь никто, здесь все мое». Тот ответил спокойно: «А это как Богу будет угодно».
После этого и начался процесс постепенного перевода Южной Осетии под амофор РПЦ по согласованию с ГПЦ, иначе и быть не может. Аланская епархия оказалась в этих планах лишней. Ее служители не могли не замечать, как над ними сгущались тучи, и в общем-то они, как могли, все эти годы уклонялись от конфликтных ситуаций, говорили, мол, под небом всем места хватит. Не роптали, когда РПЦ строила храм в центре Цхинвала, не возражали против работы ГПЦ в Ленингорском районе. Видимо, такая демонстрация толерантности не повлияла на отношение к ним.
Но у этой истории есть еще один момент – это самая многочисленная в республике паства, рядом с которой Аланская епархия была все годы конфликта: утешала, вдохновляла, отпевала погибших... Очевидно, что попытки прикрыть ее административными репрессивными методами могут привести к политическим последствиям. Наверное, здесь есть о чем задуматься светским властям.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия