В Грузии ужесточается борьба против воровского мира. Парламент принял поправки в закон «Об организованной преступности и рэкете», согласно которым любые связи с представителями криминальных кругов будут считаться противозаконными.
Проекту закона МВД Грузии «Об организованной преступности и рэкете» потребовалось менее двух месяцев, чтобы пройти путь от представления в качестве инициативы до утверждения ее парламентом. Причем, за него единогласно проголосовали 75 депутатов парламента, присутствовавших на голосовании. Отныне любая «деловая» связь с представителями криминальных кругов, с ворами в законе станет уголовно наказуема. В законе появилось и определение деятельности представителей воровского мира – «принуждение людей к совершению преступлений, в том числе методом запугивания и угроз». А сам вор в законе – это человек, который в любой форме организовывает или управляет группами людей, связанных с воровским миром. Говорит заместитель министра внутренних дел Натия Мезвришвили:
«Этот законопроект важен, поскольку мы более эффективно будем работать в этом направлении, ужесточится борьба против т.н. воровского мира и организованной преступности. В рамках закона будут ужесточены санкции. Мы начинаем непримиримую борьбу с криминальным менталитетом, что является проблемой нашего будущего поколения».
Your browser doesn’t support HTML5
Депутат парламента от оппозиционной «Европейской Грузии» Отар Кахидзе поясняет, что закон носит и предупредительный характер:
«Воровской мир постоянно пытается подстроиться под законодательство, чтобы избежать ответственности. Закон периодически нуждается в обновлении, чтобы не остались безнаказанными представители организованной преступности, которые несут большую угрозу нашему обществу».
Однако, если большинство и оппозиция в парламенте при голосовании были единодушны, некоторые специалисты по борьбе с организованной преступностью отнеслись к нему с долей скепсиса. Георгий Глонти не ожидает от изменений в законодательстве серьезных результатов по той причине, что бороться в стране практически не с кем:
«В Грузии их (воров в законе) очень мало, не только потому, что они находятся под жестким контролем, но и потому, что экономика здесь не настолько развита, чтобы можно было бы разбогатеть. Дело в том, что сейчас идет борьба между несколькими политическими группами. Оппоненты упрекают власти в том, что уровень преступности вырос и власти не контролируют ситуацию. Думаю, именно поэтому правительство решило выступить с такой инициативой и ужесточить закон».
Тем не менее в законе появился отдельный пункт, который касается вовлечения несовершеннолетних лиц в преступные действия. Но борьбу с этим явлением усложняет то, что многие молодые люди сегодня считают криминальные авторитеты примером для подражания и часто просят у них защиты, говорит психолог Майя Цирамуа:
«Когда, к примеру, подростку нужна помощь, у него конфликт с кем-то, он стал жертвой насилия или свидетелем такой ситуации, мы спрашиваем: кто тот человек или учреждение, у которых ты попросил бы помощи? В основном нам отвечают, что этот человек – какой-то «авторитет», который может решить это дело. Это не родители, не школьные приставы или полицейские, а люди (из воровского мира), которые решают подобные проблемы. К сожалению, это устоявшееся мнение».
В такой ситуации единственный выход – бороться с устоявшимися стереотипами, родители и педагоги должны делать все, чтобы добиться доверия подростков, утверждает Майя Цирамуа.