«Грузия и черноморский регион в новой геополитической повестке дня» – в Батуми стартовал 97-й по счету семинар Парламентской ассамблеи НАТО Rose-Roth. Среди основных тем трехдневной конференции – евроатлантическая интеграция Грузии и безопасность черноморского региона. Впрочем, лейтмотивом встреч стала одна глобальная, по мнению участников, угроза – российская.
Черноморский регион и его безопасность никогда не были настолько важными, как сегодня, – действия России на постсоветском пространстве в последнее десятилетие серьезно пошатнули доверие к международной системе безопасности. Председатель высшего законодательного органа Грузии Ираклий Кобахидзе, выступая на открытии семинара Парламентской ассамблеи НАТО Rose-Roth, обратился к представителям стран Североатлантического альянса с призывом более не закрывать глаза на агрессивные действия Москвы:
«В связи с вопросами безопасности мы верим, что реваншистская политика России представляет наиглавнейшую угрозу для региональной безопасности. Действия Москвы в регионе, особенно в последнее десятилетие, привели к сильнейшим сдвигам, которые не только серьезно пошатнули доверие к международной системе, но и поставили под угрозу базовые основы архитектуры всей европейской безопасности. Даже сейчас, когда мы собрались в этом зале и разговариваем, Москва интенсивно увеличивает собственные военные ресурсы по всему региону. А ежедневная аннексия территорий суверенной страны четко демонстрирует агрессивные действия России».
Your browser doesn’t support HTML5
На этом фоне твердая позиция международного сообщества имеет важное значение, считает спикер. По мнению Кобахидзе, НАТО должно направить России четкий сигнал: данная политика, направленная против суверенитета и территориальной целостности Грузии и других государств региона, которая ведет к изменениям европейских границ, является совершенно неприемлемой.
Считает Москву главной угрозой и президент Грузии. По словам Георгия Маргвелашвили, говоря о вызовах, важно вспомнить два события – Мюнхенскую конференцию по безопасности 2007 года, на которой Владимир Путин обозначил свое видение взаимоотношений с Западом, и выборы президента в России в 2018 году, когда была фактически анонсирована концепция новой холодной войны:
«Главным вызовом для Грузии является Россия и сопротивление ее политике – Москва ведет гибридную, пропагандистскую и информационную войну против нашей страны. И этот вызов направлен не только против Грузии и Украины, это в целом вызов всему миру, и мы должны действовать вместе. Мы должны признать, что сегодня Грузия находится перед лицом пропагандистской войны, и Россия пытается с помощью этого процесса внести раскол в общество с использованием социальных СМИ и других медиа-форматов. В ходе ведения этой пропагандистской войны Россия выбирает существующую в стране проблему и пытается радикализовать общество».
Еще в марте, в ходе рабочего визита в США, Георгий Маргвелашвили обратился с просьбой к американскому Конгрессу признать страну «особым партнером и союзником» Соединенных Штатов, а также принять «акт в поддержку Грузии». Свой призыв президент тогда объяснил тем, что Тбилиси необходима помощь США для победы «в новой холодной войне» с Россией. И вот теперь глава государства с аналогичным призывом обратился к НАТО.
В руководстве Грузии подчеркивают: с учетом существующей геополитической ситуации приостановление или прекращение политики открытых дверей со стороны НАТО вызовет возникновение зон влияния и разделительных линий на европейском континенте, а также поощрит негативные процессы, которые могут стать необратимыми.
О необходимости объединения перед лицом российской угрозы говорят и в неправительственном секторе. По словам директора НПО «Международная прозрачность – Грузия» Эки Гигаури, которая также принимает участие в семинаре ПА НАТО, лишь сближение страны с Североатлантическим альянсом может снизить геополитические риски:
«Мы все фиксируем единого врага и единую угрозу, перед которой оказалась не только наша страна, но и многие другие страны. Это – российская угроза. Мы считаем, что нам и нашим партнерам необходимо объединиться, чтобы бороться с этой угрозой. Это все также очень важно для того, чтобы Грузия сблизилась с НАТО и в ближайшем будущем стала членом альянса».
Впрочем, с последним пунктом не все так однозначно. Буквально накануне мероприятий, проводимых в Грузии в рамках Дней НАТО, заместитель помощника генсека альянса по вопросам новых вызовов безопасности Джейми Шеа высказался против идеи вступления Тбилиси в Североатлантический блок без распространения на Абхазию и Южную Осетию положений пятого пункта устава НАТО о «коллективной обороне», что в последние месяцы активно обсуждалось в Грузии с подачи аналитика Heritage Foundation Люка Коффи. Представитель альянса дал понять – частичное применение положений пятой статьи попросту невозможно.
Раскритиковал Шеа, к слову, и идею о нейтралитете страны как гарантии предотвращения «новой агрессии со стороны России», которую продвигают некоторые политические силы в Грузии.