Версию властей о причинах изъятия югоосетинского паспорта у епископа Амвросия, которые связали это с неспособностью священнослужителя вернуть в Цхинвал Оконский триптих, в обществе считают неубедительной. Многие эксперты напоминают, что это не единственный ценный экспонат, пропавший из местных музеев.
«Ничего незаконного по отношению к отцу Амвросию сделано не было. Паспорт ему выдан был в 2006 году для того, чтобы, как он сам заверял, мог вернуть Оконский триптих в Южную Осетию. Это была договоренность. Триптих не вернули? Он сейчас в Грузии? Значит, договоренность не выполнена», – сказал президент Анатолий Бибилов, комментируя инцидент с епископом.
Экс-президент республики Эдуард Кокойты, который выдавал Амвросию югоосетинский паспорт, о триптихе не упомянул ни разу.
Об Оконском триптихе, который был утерян из местного краеведческого музея, заговорили в 2001 году. Именно тогда византийская икона X века неожиданно всплыла на аукционе «Кристис» в Женеве, а выставил ее на продажу некто Олег Землянников, который утверждал, что она досталась в дар его отцу, известному врачу.
Your browser doesn’t support HTML5
Икона-троескладень из слоновой кости была подарена царицей Тамар Тигвскому мужскому монастырю Рождества Богородицы. В 1924 году икона была обнаружена в Оконской церкви и передана государству в созданный тогда Юго-Осетинский краеведческий музей. За триптих, который считали потерянным, началась настоящая информационная война. Надежду на возвращение реликвии выражали югоосетинские власти, претендовала на нее и грузинская сторона.
В Южной Осетии историю исчезновения Цхинвальского триптиха, он же Оконский, объясняли так: в январе 1991 года часть Цхинвала, в которой находится музей, заняла грузинская милиция. Триптих тогда находился в экспозиции на самом видном месте. Когда через несколько дней сотрудники краеведческого музея смогли наконец попасть в здание, обнаружили, что самый ценный экспонат, а также несколько кинжалов в серебряных ножнах и древние монеты исчезли. Об этом в 2004 году рассказал журналистам сотрудник Юго-Осетинского краеведческого музея Сергей Чибиров. О том, что икона могла быть просто продана, стыдливо умалчивали.
В Грузии икону считают покровительницей города Гори и называют Оконским триптихом. В ходе совместного грузино-швейцарского расследования, согласно публикациям в СМИ, выяснилось, что Землянников, который являлся гражданином Швейцарии и Российской Федерации, купил ее в Краеведческом музее Цхинвала за 300 долларов, вторая версия – он купил ее во Владикавказе у сотрудника музея.
Решением швейцарского суда триптих в 2004 году был передан Грузии, а Южная Осетия, на территории которой он находился более тысячи лет, продолжает поднимать вопрос о возвращении бесценного экспоната. Единственная площадка, по словам руководителя отдела по охране памятников культурного наследия Нелли Табуевой, где этот вопрос все еще поднимается, – это Женевские дискуссии:
«Попытки вернуть у нас только на Женевских дискуссиях. Постоянно выносят этот вопрос, а Мурат Кузьмич (полпред президента по вопросам постконфликтного урегулирования) даже собрал целый материал. Никаких других возможностей у нас нет.
– Как человек, который занимается вопросами культурного наследия, вы слышали что-либо о возбуждении уголовных дел по фактам пропаж из местного музея?
– Я слышала, что возбуждены уголовные дела, начиная с 89-го года, но результатов их я до сих пор не увидела. А то, что картина Туганова пропала, на это тоже возбуждено уголовное дело, ну и что?!»
В 2011 году, в год празднования юбилея осетинского художника Махарбека Туганова, действительно обнаружилась еще одна пропажа: в музее не досчитались картины «Расстрел 13 коммунаров». К древним монетам, ножнам, триптиху, эскизам Айвазовского добавилась еще одна невосполнимая для культуры Южной Осетии потеря.
Мне не удалось дозвониться сегодня до директора местного краеведческого музея, чтобы расспросить о точном списке пропавших экспонатов и все ли они были утеряны в годы конфликта. Но версия «Амвросий и триптих» выглядит довольно блекло: в таком случае лишать гражданства и отнимать паспорт гражданина Южной Осетии местным властям придется у всех виновных в разбазаривании исторических реликвий, всех, кто так и не довел до логического завершения уголовные дела, связанные с их исчезновением. Ну и участников Женевских дискуссий с югоосетинской стороны, которые, по логике руководства, тоже не оправдывают ожидания по части возвращения на родину Цхинвальского триптиха.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия