Аланская епархия подала второе с начала года обращение в югоосетинский парламент с просьбой создать комиссию и разобраться с ситуацией вокруг епископа Амвросия. Кроме того, прихожане передали «Эху Кавказа» документы, ставящие под сомнение официальную причину изъятия паспорта у управляющего епархией.
Югоосетинский паспорт у епископа Аланского Амвросия изъяли при выезде из Южной Осетии еще 18 апреля. Пресс-служба Аланской епархии чуть позже распространила официальное заявление, в котором среди прочего сообщалось, что «на дополнительную просьбу священнослужителей Аланской епархии показать какие-либо официальные документы или постановления судебных органов о законности изъятия паспорта у гражданина РЮО было заявлено, что представители пограничной службы такими документами не располагают». Действия на КПП в селе Рук священнослужители оценили как «факт вопиющего нарушения прав человека и гражданина республики».
24 апреля президент Анатолий Бибилов объяснил изъятие паспорта тем, что Амвросий не выполнил главное условие его выдачи – возвращение в республику Оконского триптиха. Спикер парламента Петр Гассиев добавил к претензиям:
Your browser doesn’t support HTML5
«Он – подданный Великобритании. Наш закон не позволяет быть гражданином одновременно Южной Осетии и какой-либо другой страны, кроме России, с которой у нас подписано соответствующее соглашение».
Накануне прихожане Аланской епархии распространили в социальных сетях документы, еще раз подтверждающие необоснованность действий руководства Южной Осетии. Электронную версию документов они переслали и «Эху Кавказа». По их информации, подтвержденной письмами, в июне 2003 года министр иностранных дел Джиоев Мурат Кузьмич действительно просил священнослужителя заняться вопросом возвращения Цхинвальского триптиха. 6 июня 2003 года было написано официальное письмо в Синод Противостоящих с просьбой использовать свой авторитет и возможности для возвращения реликвии в Цхинвал. Вернувшись в Грецию, епископ Амвросий поднял эту тему на заседании Синода и просил сделать все возможное, чтобы святыня вернулась в Южную Осетию. 12 июня 2003 года Митрополит Киприан Оропосский и Филийский, Предстоятель Синода Противостоящих направил письмо консулу Швейцарии в Греции, где подробно изложил историю триптиха и просьбу вернуть его на законное место. 28 июня 2003 года епископ Амвросий написал по этому поводу министру юстиции Швейцарии. Далее он и другие члены Синода проводили встречи с представителями посольства Швейцарии и иными компетентными лицами из власти, добиваясь возврата триптиха. Ответом стало то, что так как Швейцария не признает государственности Южной Осетии, то триптих будет передан грузинским властям, что впоследствии и было сделано.
Прихожане настаивают: вопрос гражданства и выдачи паспорта епископу Амвросию никакого отношения к делу триптиха не имел. Паспорт гражданина РЮО был выдан священнослужителю в 2006 году, когда триптих уже два года находился в Музее искусств Тбилиси, куда он 31 мая 2004 года был торжественно передан. «Выдавать паспорт гражданина РЮО епископу Амвросию в 2006 году, для того чтобы он вернул из Тбилиси в Цхинвал триптих, – объяснение, которое как минимум вызывает улыбку», – считают в епархии.
Идеально, если бы все развивалось своим чередом, а власть не вмешивалась так активно в церковную жизнь, говорит прихожанин Сармат Габарати. По его словам, в парламент республики подано уже два прошения с просьбой разобраться в ситуации вокруг Аланской епархии:
«Все можно обсуждать, находить решения. Сейчас все очень грубо и конфликтно получилось. Аланская епархия обратилась уже повторно в парламент, потому что, раз уж все так сложилось, желательно, создать комиссию при парламенте. Депутаты – они народные избранники, то есть это будет наиболее коллегиальным решением вопроса. Привлечь, может быть, каких-то экспертов. Одно дело в сети – одни статьи, вторые, но это, мне кажется, не очень серьезно. Это на уровне эмоций. Мы зимой, в январе, обратились в парламент, к спикеру, с просьбой создать комиссию и, в общем, определиться с церковной политикой у нас в государстве. Молчание, не было никакого ответа. И после ситуации, когда отобрали паспорт у нашего епископа, обратились уже повторно и к спикеру, и к лидерам всех парламентских партий. Ждем сейчас ответа и очень надеемся, что все будет цивилизованно, законно обсуждаться и решаться».
Как избранники народа, как его часть, как верующие Аланской епархии, парламент не должен остаться в стороне от этого вопроса, считает лидер Народной партии Александр Плиев:
«Раз возникла проблема и действительно очень много народа возмущено, так или иначе, не остались равнодушными к этой серьезной проблеме, то я думаю, определенные действия – будет ли это комиссия, или группа депутатов, – но все равно серьезная реакция парламента должна последовать».
На вопрос, почему на инцидент с Амвросием Народная партия никак не отреагировала, Плиев ответил так:
«Во-первых, я всегда был сторонником того, чтобы государство было отделено от церкви. И я был убежден в том, что государство не должно вмешиваться в дела церкви. Но раз возник такой вопрос, такое дело по отношению к Амвросию, к главе нашей епархии, то должна последовать реакция парламента. А наша партия... Мы думали, что это какое-то недоразумение, которое уладится. Сразу реагировать и кидаться с шашками наголо мы посчитали неправильным. Хотя я прихожу к выводу, что свое слово, как и каждый человек, по этому поводу мы должны высказать».
До лидера «Единства народа» Владимира Келехсаева «Эху Кавказа» дозвониться не удалось. Алан Алборов, который возглавляет парламентскую партию «Ныхас», сказал в беседе с «Эхом Кавказа», что его фракция намерена дождаться выводов депутатской комиссии. Мнение партии большинства по церковному вопросу и владыке Амвросию широкой общественности уже известно.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия