Абхазский парламент заслушал отчет об исполнении государственного бюджета 2017 года, обсудил его и не принял. Депутаты направили отчет об исполнении бюджета в Генеральную прокуратуру с требованием дать оценку работе правительства.
За исполнение бюджета 2017 года должен был отвечать, по мнению депутатов, предыдущий министр финансов Дмитрий Сериков, который ушел в отставку в первых числах февраля нынешнего года, поэтому под огонь депутатской критики попала исполнявшая обязанности министра Ирма Амичба.
Ирма Амичба назвала основные показатели бюджета 2017 года. В частности, сообщила, что исполнение государственного бюджета за 2017 год по доходам составило 10,2 млрд рублей при плане 10,7 млрд рублей (95%). По собственным доходам исполнение бюджета составило 4,8 млрд рублей при плане 5,3 млрд рублей (90%). По сравнению с 2016 годом собственные доходы увеличились на 37,7 млрд рублей. По расходам исполнение составило 9,8 млрд рублей при плане 11,1 млрд рублей (88%).
Your browser doesn’t support HTML5
Общий объем поступлений доходов в Республиканский бюджет составил 8,3 млрд рублей при плане 8,6 млрд рублей (96%), в том числе, по собственным доходам 2,9 млрд рублей при плане 3,3 млрд рублей, а по финансовой помощи Российской Федерации в целях социально-экономического развития 2,7 млрд рублей и в целях осуществления бюджетных инвестиций в рамках Инвестиционной программы 2,5 млрд рублей.
Плановые показатели по всем видам таможенных платежей не выполнены. Так, по ввозному НДС за 2017 год поступление составило 754,8 млн рублей при плане 983,4 млн рублей. По таможенной пошлине исполнение составило 486,3 млн рублей при плане 618 млн рублей.
В целом Ирма Амичба отметила: «Если смотреть динамику поступлений доходов по предыдущим годам, то тут отслеживаются положительные результаты, т.е. из года в год у нас фактическое поступление собственных доходов увеличивается. Если брать процент исполнения бюджета по собственным доходам с 2015 года, то по сравнению с 2014 годом оно возросло на 23%, в 2016 году по сравнению с 2015 годом – на 31%, в 2017 году динамика сохраняется и составляет 0,8%».
У депутатов было свое, критическое отношению к работе правительства по исполнению бюджета. Наталья Смыр, председатель комитета по бюджету, озвучила мнение членов комитета, поддержанное единогласно:
«Общая сумма задолженности перед Республиканским бюджетом по налоговым и таможенным платежам на 1 января 2018 года составляет 347 млн рублей. Общий объем расходов составил 7,8 млрд рублей. Сумма неисполненных прогнозируемых расходов составила порядка 1,2 млрд рублей. Остаются нераскрытыми причины неисполнения параметров Республиканского бюджета за 2017 год. Расходная часть Республиканского бюджета за 2017 год не исполнена практически по всем разделам и подразделам расходов бюджетных классификаций. По этим же подразделам производилось финансирование за счет средств резервных фондов».
Наталья Смыр напомнила коллегам: «Под конец 2017 года исполнительная власть вышла в парламент с предложением о внесении изменений в закон о Республиканском бюджете на 2017 год. Это было утверждено на сессии парламента 22 декабря 2017 года и были увеличены объемы доходной части на 616 млн рублей и расходной части на 975 млн рублей. Дефицит Республиканского бюджета был увеличен на 358 млн рублей. Причины увеличения расходной части бюджета объяснялись протоколом №16 заседания Межправкомиссии (российско-абхазской) в части увеличения расходов на Инвестпрограмму и по линии социально-экономического развития практически на 1 млрд рублей. При этом не ясен смысл неисполнения расходов. То есть мы увеличили на один миллиард, а не раздали 1 млрд 200 млн рублей».
По мнению комитета по бюджету, ситуацию осложняет тот факт, что, согласно пункту четвертому и подпунктам 2 и 8 протокола №16 заседания Межправкомиссии, «в случае наличия остатков, сформированных в результате действия или бездействия государственных заказчиков, лимит инвестирования Инвестпрограммы может быть сокращен и перераспределен на последующий период в размере не менее 50% от суммы остатков, которая составляет 545 млн рублей».
Депутат Илья Гуния назвал работу правительства провальной, а само правительство – несостоятельным. Он выразил сожаление, что за плохую работу правительства отвечают не те, кто должен нести ответственность, поскольку премьер-министр Беслан Барциц, которому парламент собирался выразить вотум недоверия, ушел в отставку. Депутат Алмасхан Ардзинба предложил дать поручение Генеральной прокуратуре провести проверку деятельности правительства по исполнению Республиканского бюджета 2017 года, а также на предмет соответствия закону о противодействии коррупции.
Наталья Смыр сообщила, что комитет по бюджету рекомендует парламенту не утверждать исполнение бюджета 2017 года, она также пояснила, что до сегодняшнего дня за все послевоенные годы было всего два таких прецедента, если депутаты поддержат коллег из комитета, то сегодняшнее решение будет в истории третьим. Она рекомендовала прервать полемику и приступить к голосованию.
В голосовании приняли участие 33 депутата, 10 из них одобрили исполнение бюджета, а 20 проголосовали против. Депутаты приняли решение направить отчет «Об исполнении Республиканского бюджета за 2017 год» на проверку в Генеральную прокуратуру с просьбой дать оценку работе правительства.
После заседания парламента Ирма Амичба прокомментировала ситуацию так: «Разница от плановых показателей исполнения расходной части составила 1 млрд 198 млн рублей. Этому есть обоснование: переходящий на 1 января 2018 года остаток составил 800 млн рублей, в том числе, там есть целевые расходы Инвестиционной программы – 545 млн рублей. Ни о сокращении финансовой помощи, ни о секвестровании бюджета речь вообще не идет».
На вопрос о том, почему эти деньги не были израсходованы, Ирма Амичба ответила: «Потому что они поступили в Абхазию из Российской Федерации 27 декабря 2017 года. Каким образом их можно было в 2017 году израсходовать? Как их можно было успеть довести до каждого получателя? 28 декабря был последний рабочий день. Но по состоянию на сегодняшний день эта сумма почти полностью освоена по тем целям, на которые она была предназначена. Ее исполнение есть в 2018 году».
Ирма Амичба также сообщила, что из года в год по сложившейся с российской стороны практике финансирование в части финансовой помощи приходит в конце года, буквально в последние дни, видимо, чтобы обеспечить исполнение федерального бюджета Российской Федерации.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия