Слушается дело о пытках в Ингушетии

Дело оборотней в погонах из Ингушетии направили в военный суд г. Нальчика. Больше года Следственный комитет расследовал несколько случаев превышения силовиками своих полномочий, и все это время жертвы жестоких пыток опасались, что виновные смогут уйти от справедливого наказания.

На 18 мая назначено первое судебное заседание по уголовному делу в отношении семи сотрудников силовых структур, обвиняемых в превышении своих должностных полномочий с применением насилия. Расследование этого резонансного уголовного дела началось с жалобы жителя Азербайджана на неизвестных ему сотрудников правоохранительных органов, вымогавших крупную сумму денег путем угроз и шантажа. В результате проведенных Следственным управлением республиканского Следственного комитета и УФСБ России по Республике Ингушетия совместных оперативно-розыскных мероприятий по подозрению в совершении данного преступления были задержаны начальник Центра по противодействию экстремизму МВД республики Тимур Хамхоев и его подчиненный.

Your browser doesn’t support HTML5

Слушается дело о пытках в Ингушетии

Дальше – больше. Буквально через две недели Хамхоеву предъявляют еще одно обвинение в причастности к пыткам супругов Далиевых, которые в июле 2016 года попали под подозрение в ограблении банка, а еще через какое-то время аналогичное обвинение было предъявлено заместителю Хамхоева, Сергею Хандогину, и еще трем сотрудникам этого ведомства, а также начальнику районного отдела полиции Магомеду Бекову и оперуполномоченному отдела по борьбе с терроризмом УФСБ РИ Мустафе Цороеву.

По тому, с какой быстротой предъявляли обвинения и возбуждали уголовные дела, а в некоторых случаях возобновляли старые, можно предположить, что в разработку Хамхоев и его подельники попали гораздо раньше, чем случился инцидент с вымогательством денег. Потерпевшими по уголовному делу признаны десять человек, и их могло быть гораздо больше, если бы потенциальные заявители не опасались того, что виновные смогут уйти от наказания. А вот в случае бывшего сотрудника полиции Хасана Кациева, который настаивал на том, чтобы к делу приобщили и его показания о пытках в подвалах ЦПЭ, должного интереса не проявили уже сами следственные органы.

В июне 2017 года несколько уголовных дел объединили в одно производство. Ключевым эпизодом стал случай с пытками Далиевых, так как в результате противоправных действий полицейских один из супругов, Магомед Далиев, скончался. Эта история получила широкую огласку, а ход расследования убийства взяли на контроль республиканские власти. Большую роль в привлечении внимания к расследованию этого дела сыграла сестра убитого Петимат Юсупова (Далиева), которая на протяжении нескольких месяцев предавала гласности все действия следственных органов, подключила к работе независимых адвокатов и периодически направляла жалобы в различные инстанции. И даже после задержания сотрудников ЦПЭ Петимат Юсупова не прекратила своей активной общественной деятельности, так как считала, что не все виновные привлечены к ответственности.

Следует отметить, что один из потерпевших, житель селения Сурхахи Магомед Аушев отбывает наказание в колонии-поселении. Он подвергся пыткам в тот же день, когда запытали до смерти Магомеда Далиева. Аушева заставляли признаться в умышленном поджоге автомобиля, не имея при этом веских доказательств его вины. Факт применения пыток установлен в ходе следствия, и тем не менее Магомеда осудили на три года лишения свободы. Его адвокат пытается добиться отмены несправедливого приговора, и, возможно, суд над сотрудниками ЦПЭ поможет достичь этой цели.

Но вот какое решение примет гарнизонный военный суд в г. Нальчике, пока трудно предположить. В настоящее время два обвиняемых сотрудника ЦПЭ находятся под домашним арестом, еще один – под подпиской о невыезде и четыре бывших сотрудника содержатся под стражей.

Адвокаты обвиняемых заявили ходатайство о проведении предварительного слушания по уголовному делу, однако председатель Нальчикского военного суда отказал в удовлетворении этих ходатайств, не увидев мотивов и оснований для проведения предварительного слушания. Также судья отказал в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела судом присяжных, ведь преступления, которые совершили бывшие сотрудники полиции, не попадают в перечень статей Уголовного кодекса, предусматривающих рассмотрение в суде дел с участием присяжных заседателей.