После череды громких преступлений внимание жителей республики привлекли окровавленные фотографии жертв с места преступления, а также снимки, сделанные медперсоналом в больнице, которые позже были слиты в сеть. В обществе требуют наказать тех, кто пренебрег законом и этическими нормами. Под давлением сотрудники как минимум двух государственных ведомств.
11 и 12 мая МВД Южной Осетии сообщило о двух преступлениях: убийстве сожительницей жителя села Хетагурово и ножевом ранении, которое получила 55-летняя женщина. Оба сообщения имели большой общественный резонанс. Но еще больший интерес вызвало другое: мессенджеры пользователей сетей заполонили сообщения с фотографиями жертв, места преступления, была распространена даже фотография молодой женщины, сделанная сразу после задержания. Домашний халат, ноги и руки со следами засохшей крови. Пострадавшую 55-летнюю женщину и вовсе сфотографировали на мобильный телефон в момент проведения операции в местной соматической больнице.
На пост в социальных сетях известного актера и режиссера Григория Мамиева отреагировали десятки человек: «Нужно запретить и наказывать тех, кто распространяет фото личного характера. Морг, операционный стол, роддом, реанимационный блок. Бынтон сафам! (Совсем пропадаем!)». В беседе с «Эхом Кавказа» он сказал: ненаказуемое смакование чужой трагедии больше губит само общество:
Your browser doesn’t support HTML5
«Я просто поставил себя на их место. Вот если бы я оказался в такой ситуации, а мои фото поставляли друг другу неизвестные мне люди, при этом делали это смачно, досконально, чтобы все узнали все подробности.
– Как бы поступил на месте их начальства и что в этой ситуации нужно делать?
– Не на месте начальника, а есть закон, который запрещает это все делать. Если есть запрет и если кто-то его нарушил, то дальше есть и наказание. Я думаю, что это правонарушение. А чисто по-человечески... Это аморально».
Бывшему заместителю министра здравоохранения, ныне депутату парламента Агунде Плиевой «Эхо Кавказа» дозвонилось, когда она находилось в ведомстве, пытаясь получить ответы на те же вопросы. Вот что она сказала:
«Я только поговорила с Аллой Руслановной (Чочиева), она исполняет обязанности министра, сам он в отъезде. Уже вчера Министерство здравоохранения отреагировало, идет служебное расследование. Сегодня она ждет объяснительные от тех сотрудников, которые были в тот день на дежурстве. Пока ни один человек не признался. Были привлечены и сотрудники прокуратуры, которые тоже должны высказать свое слово. Парламент, конечно, отреагирует на это. Вот когда эту женщину задержали, которую обвиняют в смерти Малдзигова, то почему-то из стен МВД фотографии попали в сеть: когда она сидит в наручниках с окровавленными ногами. Вот если сами правоохранительные органы допускают такие вещи! Или с места преступления там были фотографии. Я не знаю, что с нашим обществом, нам действительно надо бить тревогу!»
По информации депутата, прокурорская проверка может начаться только после поступления заявлений от родственников, а министерство заверило ее в том, что письменные жалобы уже имеются.
Все это продолжает блуждать в сети. При этом в обществе все громче требуют наказать силовиков и медиков, кто нарушил закон и этические нормы. Говорит жительница Цхинвала Зарема Кочиева:
«Это очень аморально. Каждый из нас может оказаться на их месте или наши близкие и родные. Само по себе тяжело терять при таких обстоятельствах близких и родных, а еще когда придается такой ракурс трагедии, то «аморально» даже не то слово. Наша больница, в общем, далека от совершенства и в плане медицинского обслуживания, а сейчас они ставят под сомнение и свои человеческие качества. У нас есть и Министерство здравоохранения, и высшее руководство. Я считаю, что они должны обратить самое пристальное внимание на тех, кто там работает. Я бы их просто уволила! Обязательно! Однозначно бы я их уволила! Есть очень много молодых врачей, которые приезжают и не находят себе места».
Не имеет значения, кто еще распространял эти фотографии, сотрудники МВД или те, кто по долгу службы имел к ним доступ, продолжает она:
«Человек, который в силу своего служебного положения имеет доступ к таким вещам и информации, он должен, по крайней мере, знать свою работу, свои обязанности, знать о том, что можно, а что нельзя делать».
Узнать о начале разбирательства в силовом ведомстве «Эху Кавказа» не удалось. Как выяснилось, глава пресс-службы МВД сегодня написала заявление об уходе. Никаких официальных комментариев в государственных СМИ от Министерства внутренних дел на момент написания материала также не прозвучало.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия