«Теперь стихийные свалки в горах появились!»

Все деньги, которые туристы оставят в маленькой Абхазии, в ней и станутся и так или иначе отразятся на благополучии всех

Общественная палата Абхазии серьезно взялась за тему развития туризма. При ОП сформирована рабочая группа, которой предстоит изучить все мнения о дальнейшем пути туриндустрии в республике и подготовить перечень рекомендаций правительству.

На последнем заседании палаты ее секретарь Нателла Акаба поручила ведение его члену ОП и руководителю этой рабочей группы, абхазскому репатрианту из Турции, бизнесмену Низаму Хапату. Тот сперва выступил на абхазском языке, а потом, обойдясь без переводчика, сам, пусть и с акцентом, изложил ее тезисы на русском, чтобы сказанное было понятно всем присутствующим.

Вспомнив ставшее популярным у нас изречение, что туризм – это локомотив экономики Абхазии, Низам Хапат сказал:

«Нужно всеми доступными средствами донести до наших граждан, что туризм, в частности, через налоговые поступления кормит всю страну. Никто не должен думать, что забота о туристе его не касается, что о нем должны думать только работники туриндустрии. Это касается абсолютно всех нас и отражается на каждом».

Your browser doesn’t support HTML5

«Теперь стихийные свалки в горах появились!»

Мысль, безусловно, верная и поддержанная другими выступавшими. Мне, кстати, не раз вспоминалось отношение к приезжим туристам, бытовавшее в Абхазии в разные годы. В советские времена население Сухума в летние месяцы, как помнится, увеличивалось раза в полтора-два, а Гагры – даже в два-три. Работники курортной сферы с этого обычно что-то материально имели (неофициально), но основная масса доходов уходила в «союзный котел», а потому у большей части населения никакой заинтересованности в притоке «отдыхающих», как тогда тех называли. И, наоборот, многие выражали недовольство тем, что в городе из-за тех «не протолкнешься», что цены на рынке повышаются... Во второй половине 90-х, когда после войны стали появляться очень редкие отдыхающие из России, на них буквально молились. А потом, когда заезд снова стал массовым, многие, что называется, расслабились и стали считать: раз ездят, значит, и на будущий год приедут. А до многих действительно не доходит, что теперь все деньги, которые туристы оставят в маленькой Абхазии, в ней и станутся и так или иначе отразятся на благополучии всех.

Низам Хапат обратил внимание на такой момент. После шести часов все магазины в Сухуме закрыты. Между тем туристы, отдохнув днем на море, хотят вечером что-то купить, но возможности такой у них уже нет. Для кого работают эти магазины, когда они не подстраиваются под потенциальных покупателей?

Член ОП Александр Ченгелия посвятил свое выступление молодому, по его словам, направлению туризма в Абхазии – горному. К сожалению, это направление очень мало контролируется государством и обществом. Ченгелия сказал:

«В прошлом году был изучен этот вопрос очень глубоко. Тут все отзывы проанализировали, интернет-информацию. Просто любители, которые проходили по этим маршрутам, потом приходили сюда, писали письма и так далее. Все это было обобщено, проанализировано. Вы понимаете, в чем дело? Мы все время говорим, что единственное у нас – горы очень чистые, ландшафты горные и так далее, все это привлекательно, хорошо. Но посмотрите интернет-сообщения, что там пишется вообще. Люди не говорят о том, что они наслаждаются горными ландшафтами. А говорят, что мы прошлись по такой-то трассе, постреляли из всех видов нарезного оружия, и не только нарезного оружия. Устроили сафари – в тот период времени, когда охота вообще запрещена. Понимаете? Как можно такое допускать? Все это перешло в этот год. Те же самые джипинги, которые организуются на всех трассах. Скажем, внизу их еще можно оправдать и понять, но как можно выходить на джипах на альпийские луга, слушайте. Как можно вообще разрешать эту деятельность, непонятно. На отметке 1800-2000 метров и выше делать маршруты. С каждым годом увеличиваются и отходы, целые мусорные свалки в горах, представляете? Посмотрите на фотографии, которые публикуются в интернете, – горы пластиковых бутылок, консервные банки, мосты разрушенных машин, резина, которая менялась, и так далее. У нас есть стихийные свалки внизу, теперь стихийные свалки в горах появились!»

Президент Абхазского союза туризма Анна Калягина, приглашенная на заседание, в ответ на рассуждение о том, что у Министерства по туризму и курортам нет достаточных людских ресурсов для проведения мониторинга в горах, общественность на него тоже затруднительно поднять, сказала, что есть зарубежный опыт, когда на прокладке горных туристических трасс используют армию.

Она сообщила также, что на недавнем туристическом форуме в Абхазии активно обсуждались информационные ресурсы республики, которые можно использовать для улучшения дел в этой сфере. В частности, представители турбизнеса предложили создать еженедельную программу о туризме на Абхазском телевидении. Гендиректор АГТРК Роланд Бганба, также участвовавший в заседании ОП, подключился к обсуждению этих планов.

Начальник управления по туризму Торгово-промышленной палаты РА Инара Даурова рассказала о том, как ТПП занимается организацией пресс-туров из различных регионов России, чтобы участвующие в них журналисты способствовали затем популяризации абхазских курортов. В Абхазии есть уже определенный опыт этнографического туризма. В частности, его неплохо освоил житель села Дурипш Руслан Кокоскир, в доме которого группы туристов потчуют блюдами абхазской национальной кухни, знакомят с национальными танцами и так далее. ТПП предложила руководству страны организовать конкурс среди сел Абхазии в разных номинациях, отражающих их благоустройство, трудовую занятость населения, производство в них экологически чистых продуктов питания, привлекающих зарубежных туристов...

В ходе заседания прозвучало также такое предложение: почему бы на набережных Сухума и других приморских городов не установить динамики, из которых постоянно звучала бы для гулящих негромкая приятная музыка?

Заместитель секретаря ОП Даниил Убирия затронул такую вечную, увы, тему, как обеспечение безопасности туристов. И поделился воспоминаниями об увиденном у Новоафонского монастыря, который пользуется большой популярностью среди российских туристов:

«Там есть стоянка автомашин, но там дежурят бандиты. Не милиция, а бандиты, я не утрирую. Мы поднялись наверх, к храму, и что происходит? Когда автомобили с российскими номерами приезжают? Там мы просто ездили и фиксировали специально. Из-под кустов появляются и смотрят, куда хозяева пошли. Тут же стекла в машине ломают... И это происходит средь беда дня!»

Кстати, следующую встречу в ОП рабочая группа планирует всецело посвятить вопросам обеспечения безопасности туристов.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия