Патриархия Грузии намерена лишить телекомпанию «Рустави 2» респондентов. Грузинская православная церковь в своем официальном заявлении призвала священнослужителей и паству бойкотировать оппозиционный канал, а власти – разработать правовые рычаги для противостояния «деструктивной деятельности» самой рейтинговой телекомпании страны. «Рустави 2» в ответ обвинила власти и церковь в заговоре против свободы слова.
Причиной столь радикального шага патриархии стали уже не раз критикуемый церковью журналист Георгий Габуния и его ток-шоу «Арчевани» («Выбор»), последний выпуск которого в патриархии сочли прямым оскорблением чувств верующих. В частности, в программе обсуждалась инициатива правящей партии о введении уголовного наказания за оскорбление этих самых «чувств верующих». В студию принесли скандально известную картину художницы Лии Уклеба «Мариам-самоубийца». На ней изображена Богоматерь, ждущая ребенка. При этом в руке у нее пистолет, приставленный к виску. Все это, а также достаточно вольные высказывания самого журналиста на религиозные темы, стало последней каплей – церковь обнародовала официальное заявление, в котором говорится:
Your browser doesn’t support HTML5
«В первую очередь призываем наших священнослужителей прекратить любые отношения с «Рустави 2» – не давать интервью и не принимать участие в передачах. Желательно, чтобы это учли и те, для кого важны наша церковь и наши ценности. Цель «Рустави 2» – выставить грузинское общество противником свободного мышления, а церковь – пророссийской силой. Под словом «свобода» «Рустави 2» подразумевает право на безнравственность и оскорбление религиозных святынь. А их передачи настолько циничные и наглые, что вызывают общее возмущение народа и напряженность в стране. В глаза бросается и тот факт, что оскорбительное отношение в основном проявляется в отношении православной церкви и ее паствы».
В патриархии считают, что телекомпания пытается своей редакционной политикой «спровоцировать волнения и беспорядки в обществе». Кроме того, грузинские церковные иерархи обратились и к руководству страны:
«Призываем власть принять действенные и быстрые шаги для создания правовых и других механизмов защиты общества и проведения соответствующей политики. Чтобы страна не встала перед опасностью развития неуправляемых процессов».
Некоторые священнослужители пошли еще дальше. Митрополит Урбниси и Руиси владыка Иоб, известный своими консервативными взглядами, публично проклял Георгия Габуния и назвал его «служителем дьявола»:
«Я проклинаю его. Он больше не сможет покаяться, он прямо является служителем дьявола. Такие люди, как он, не должны существовать. Он должен исчезнуть не только из журналистики, но и вообще из Грузии».
В ответ генеральный директор «Рустави 2» Ника Гварамия возложил на патриархию всю ответственность в случае попыток физического оскорбления журналистов телеканала. А также выразил уверенность, что нынешняя церковная администрация действует в обход и без ведома патриарха:
«Эта администрация переходит в режим самоуничтожения, что сильно вредит Грузинской православной церкви с ее многовековой историей. В передаче речь шла о цензуре, что означает запрет неприемлемых для большинства мыслей. И это прямой пример того, как в Грузии может быть задействована цензура. Церковь прямо призывает правительство ввести закон о цензуре, который ударит и по свободе СМИ. Кроме того, патриархия противоречит сама себе, когда заявляет, что не вмешивается в политику. На самом деле, она прямо этим занимается, и это именно тот результат, который нужен сегодня правящей партии».
Гварамия подчеркнул, что сегодняшняя «черносотенная администрация» патриархии является главным ограничителем для грузинского православия:
«Они никогда не проклинали Путина и не осуждали Россию, однако проклинают Габуния и осуждают «Рустави 2». Они в XXI веке требуют введения цензуры и сеют ненависть между людьми».
Очередной виток противостояния церкви и телекомпании «Рустави 2» вышел на новый уровень – политический. Не остался в стороне от скандала и третий президент Грузии. Михаил Саакашвили сделал ход конем – одновременно взяв на себя функции защитника чувств верующих и попытавшись вывести из-под удара аффилированную с ним телекомпанию. Для этого Михаил Саакашвили решил пожертвовать конкретным журналистом:
«Георгий Габуния – очень хороший журналист, но в последние дни его выступления были ни чем иным, как большой ошибкой и неудачей. Кощунственные заявления по поводу Богоматери оскорбляют христианские чувства каждого верующего. Для меня лично было очень неприятно видеть такое. Я прошу всех заботиться о чувствах друг друга и не усугублять ситуацию. Когда такие вещи случаются, мы имеем право требовать публичных извинений! В то же время совершенно неприемлема такая агрессия по отношению к телекомпании. Это входит в интересы только врага грузинского народа и церкви – Бидзины Иванишвили».
Интернет-дипломатия бывшего президента ощутимых результатов не принесла. Общественность и политический спектр раскололись на два радикальных лагеря – пока оппозиция обвиняет правящую партию в том, что заявление патриархии льет воду на мельницу нынешних властей в их попытке заглушить в стране свободу слова, в «Грузинской мечте» стараются дистанцироваться от скандала. По словам вице-спикера парламента и члена политсовета «Грузинской мечты» Гии Вольского, ни о каких изменениях в соответствующее законодательство речи не идет, а «свобода слова» в том и заключается, что все заинтересованные стороны имеют право выражать свое мнение. В том числе Грузинская православная церковь:
«Ни о каком изменении законодательства речи не идет. Государство должно позаботиться о том, чтобы противостояние двух радикальных групп не нанесло ущерба интересам общества. Равно как и обеспечить свободу выражения своего мнения обеим сторонам. И заявление патриархии в данном случае является ответом на те провокационные сюжеты, которые выпускает «Рустави 2».
Впрочем, официальная позиция патриархии не получила поддержки и со стороны некоторых священнослужителей. Известная в Грузии мать Сидония на своей странице в социальной сети Facebook раскритиковала заявление владыки Иоба и подчеркнула:
«Если мы объявляем бойкот телекомпании из-за одного конкретного журналиста и из-за одной конкретной передачи, то кто объявит бойкот патриархии из-за одного конкретного священника и его высказываний, и в какой конкретной форме?»
В том, что скандал создан искусственно, уверены в неправительственном секторе. По словам главы НПО «Международная прозрачность – Грузия» Эки Гигаури, в стране есть много более важных и реальных проблем, чем высказывания какого-либо журналиста:
«У нас есть проблема нищеты, очень много безработных, и вместо того, чтобы обсуждать эти проблемы, мы обсуждаем, что сказал конкретный журналист. Понятно, что это может кому-то нравиться, кому-то нет, но противостояние в обществе из-за этого – большая ошибка. Я думаю, попытка переключить внимание общества на такие темы в корне неправильна. Мы должны жить в такой стране, где каждый человек может выразить свое мнение».
При этом наблюдатели отмечают: своим заявлением патриархия поставила в неудобное положение и представителей власти. Теперь, в случае отказа дать комментарий «Рустави 2» на любую тему, последняя может громко обвинить власти в заговоре церкви и правительства против независимой телекомпании.