Чего ждут от Страсбурга в Южной Осетии?

Граждане Южной Осетии не теряют надежды быть услышанными в Европейском суде по правам человека

В Цхинвале с интересом следят за ходом процесса «Грузия против России» в Европейском суде по правам человека. Грузинская сторона обвиняет Россию в массовом нарушении прав своих граждан в августе 2008 года и в последующий период. Югоосетинские власти уже назвали обвинения Тбилиси пропагандистскими. В Цхинвале, в свою очередь, с нетерпением ждут начала другого процесса – «Жители Южной Осетии против Грузии».

Грузия обвиняет Россию в нарушении восьми статей Европейской конвенции во время августовской войны. В их числе: право на жизнь, запрещение пыток, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение (статья 3); право на свободу и личную неприкосновенность (статья 5) и т.д. Иск от Грузии в Страсбург поступил уже 11 августа 2008 года, а 13 декабря 2011 года суд признал его допустимым.

На процесс в Европейском суде уже отреагировали власти Южной Осетии. Большой интерес к нему есть и у граждан республики, которые не теряют надежду быть услышанными в том же ЕСПЧ. В минувшую субботу постпред президента по вопросам постконфликтного урегулирования Мурат Джиоев заявил, что «материал, предоставленный свидетелями российской стороны из Южной Осетии, подтверждает пропагандистский характер обвинений со стороны Грузии». Джиоев добавил, что представители Южной Осетии в июне 2016 года дали показания судьям Страсбургского суда, в которых подробно рассказали о грузинской агрессии в августе 2008 года.

Your browser doesn’t support HTML5

Чего ждут от Страсбурга в Южной Осетии?

Сразу после августовской войны началась большая работа по сбору доказательств и оказанию помощи в написании заявлений в Европейский суд по правам человека от жителей Южной Осетии. Уже 29 сентября 2008 года на сайте государственного информационного ресурса РЕС появилось сообщение о том, что таких заявлений было собрано и отправлено в международные структуры порядка 300. При этом с пострадавшими продолжали общаться, пытаясь собрать серьезную доказательную базу массового нарушения их прав. Тогда зазвучала и оценка этих событий: «геноцид», убийство мирных жителей. По оценке Следственного комитета России, в ходе военной операции Грузии погибли 162 мирных жителя, 255 получили ранения.

Однако из-за беспечности адвокатов из Северной Осетии Европейский суд снял с рассмотрения пять исков от граждан Южной Осетии, которые могли стать ключевыми в рассмотрении более трех тысяч других жалоб. Адвокаты просто перестали выходить на связь со Страсбургом, вспоминает Давид Санакоев, который занимал тогда должность уполномоченного по правам человека при президенте:

«Они не коммуницировали с судом, у них была потеряна связь. Но после этого наши граждане с помощью общественных организаций обратились к другим адвокатам, которые поддержали их жалобы и продолжили весь процесс. Я думаю, что до сих пор дела активны, что идет взаимодействие со всеми инстанциями. Тогда же мы передали во все инстанции, куда было возможно, все материалы по агрессии Грузии против Южной Осетии. И есть два разных иска: один иск – «Грузия против России», а второй – «Граждане Российской Федерации, проживающие в Южной Осетии, против власти Грузии».

В марте 2011 года Южная Осетия повторно подала иски своих граждан в Европейский суд по правам человека. Нынешние действия Грузии в Страсбурге экс-омбудсмен прокомментировал так:

«Сейчас мы опять видим, что Грузия пытается все переиначить. Как и тогда (в августе 2008), перевести стрелки на Россию. Они хотят сказать, что не Грузия напала на Южную Осетию, а что была война между Грузией и Россией. И, конечно, необходимо, чтобы представители нашей власти каждый раз подчеркивали, что это мы подверглись нападению Грузии».

Журналист Лана Парастаева собрала в сборник свидетельства жителей Южной Осетии о войне августа 2008-го. Она надеется, что работа юристов увенчается успехом и со временем начнутся слушания «Жители Южной Осетии против Грузии», и будет принято объективное решение по этому делу:

«Насколько я знаю, работа продолжается. И есть дело «Жители Южной Осетии против Грузии». В свое время я, как составитель и автор книги «Несломленные градом», (это показания очевидцев, людей, которые в августе 2008 года во время грузинской агрессии были здесь; все, что они пережили, все, что они видели своими глазами), общалась с юристами, которые занимаются этим делом. И, конечно, с их стороны ведется очень большая работа».

Что касается дела «Грузия против России», которое сейчас рассматривается, журналист опасается, что будет принято вырванное из общей канвы решение:

«Будто бы война была исключительно 12 августа, и пострадали исключительно жители Гори. Что все, что было до 12 августа, может быть проигнорировано. Мне искренне жаль семьи всех погибших, война ужасна для всех сторон. Но я бы хотела, чтобы к погибшим жителям Южной Осетии было такое же, соответствующее уважительное отношение: к их памяти, к боли их родных, чтобы не было однобоких решений».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия