МВД Южной Осетии стабильно рапортует о гражданах, задержанных за употребление наркотических средств. Между тем закон предусматривает и их лечение. Закон об ответственности за употребление и распространение наркотиков восемь лет выполняется в нарушение прав наркозависимых.
В июле 2010 года в Южной Осетии был принят закон «Об административной и уголовной ответственности за незаконное употребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов». Перед утверждением депутаты долго спорили, насколько действенной будет борьба с употреблением, если речь идет о людях наркозависимых, фактически больных, и спасет ли положение их изоляция в местах лишения свободы?
К первой статье впоследствии появилось примечание, что лицо, «признанное больным наркоманией, направляется на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждение и в связи с этим освобождается от административной и уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с незаконным употреблением наркотических средств и психотропных веществ или их аналогов».
Your browser doesn’t support HTML5
Но на момент принятия закона, в 2010 году, впрочем, как и сейчас, на территории Южной Осетии не действует ни одно медицинское учреждение, способное помочь этим людям. В 2011 году появилась информация о том, что в местной тюрьме для наркозависимых будут оборудованы две специальные камеры, куда будут иметь доступ местные наркологи. Но о дальнейшей судьбе этих «мини-лечебных учреждений» ничего не известно.
Под уголовное преследование попадают наркозависимые, которые были задержаны и подвергнуты административному наказанию, но «попались» в течение двух лет еще раз. Недавно был принят еще один закон о распространении, хранении и употреблении препаратов, содержащих вещество прегабалин (это известная всем «Лирика»).
В прошлом году главный нарколог Южной Осетии Нанули Алборова в одном из своих интервью подчеркнула:
«Статистические данные привести сложно ввиду того, что значительно сократилось число самостоятельных обращений за помощью».
Получается, что статистику наркозависимых ведут только МВД республики, которое их задерживает, прокуратура, которая возбуждает против них дела, и реанимационные отделения, куда они попадают из-за передозировок. Лечить их негде, но есть еженедельные рапорты МВД об успешной борьбе с наркоманией.
Депутат парламента и врач-реаниматолог Александр Плиев в беседе с «Эхом Кавказа» говорит, что права некоторых наркозависимых людей, безусловно, нарушаются, но при этом называет принятый несколько лет назад закон эффективным:
«Какой-то эффект этот закон все равно имеет. Полностью он, конечно, наркоманию не искоренил. Потому что по всему миру ее никто не смог победить. Но остановил, и остановил достаточно эффективно, потому что те молодые люди, которые с легкостью относились к так называемым легким наркотикам, марихуане, синтетическим препаратам, многие из них уже боятся употреблять эти препараты, потому что при случае, при проведении анализа, они могут проявиться в крови, и это несет уже серьезную ответственность. Настоящих наркоманов закон не остановит, но молодые люди, которые пробовали несколько раз, боятся употреблять и марихуану».
Плиев добавил, что идет активная работа над созданием в Южной Осетии лечебного центра для наркозависимых:
«С тяжелобольными – это, да, отдельная статья, тяжелобольных надо лечить. В программе развития здравоохранения этот пункт предусмотрен, над этим работает Министерство здравоохранения. Есть идея, например, объединить силы наркодиспансера и реабилитационного центра «Надежда», чтобы «Надежда» занималась не реабилитацией, а конкретно лечением, чтобы два учреждения внутри Минздрава объединили силы и на базе «Надежды» занимались лечением этих больных. Я думаю, что это достаточно актуальный и серьезный вопрос, и он будет решаться уже в этом году».
Пока же реальность в Южной Осетии такова, что наркозависимых легче ловить, чем лечить. Борьба с распространением наркотиков стала одним из средств пополнения бюджета и способом отчитаться о хорошо проделанной работе. Жители республики, читая новостные сводки, недоумевают: ни одного громкого процесса над крупными поставщиками наркотиков или лицами, контролирующими этот трафик в республику, они пока не дождались.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия