Три тупика

Гиа Нодиа

Период турбулентности в Грузии продолжается. Пока трудно предсказать, к чему он приведет. Это никак не означает, что события примут по-настоящему драматический оборот. Может быть, примут, а может быть, и нет.

Следующим после погрома ночных клубов раздражителем стало оглашение приговора по делу об убийстве двоих старшеклассников, которое произошло шесть месяцев назад и сильно взбудоражило общество. Убийство произошло днем в центре города в результате группового разбирательства во дворе жилого дома – по идее, найти виновных должно быть возможно. Тем не менее получилось, что никто серьезного наказания не понесет.

Это возмутило отца одного из убитых, Зазу Саралидзе, который призвал людей выразить ему солидарность и прийти к парламенту. Отозвались тысячи. Они верят, что прокуратура намеренно прикрывала подозреваемых и даже уничтожила улики под влиянием влиятельных отцов возможных убийц. Один из них – бывший чин прокуратуры, другой – священник, что в Грузии тоже немало значит. Их сыновья оказались вне подозрений.

Your browser doesn’t support HTML5

Три тупика

Власть испугалась и сразу ответила уступками: «ушли» в отставку генерального прокурора и согласились создать парламентскую комиссию под эгидой оппозиции. Но этого оказалось недостаточно: наоборот, митинги распространились по всей Грузии. Рядовые граждане рвались к микрофону сказать, как они разуверились в правоохранительной системе. Лозунг тот же, что в сентябре 2012 года, после чего правительство Саакашвили проиграло выборы: «систему надо ломать». Значит, сегодняшние правители должны уйти. Когда премьер Георгий Квирикашвили вышел к народу его успокоить, его освистали и выгнали, кидая вдогонку бутылки кока-колы.

На что дальше? На самом деле ситуация патовая, где каждый из трех основных игроков в тупике. Правительство не знает, как заставить себе верить: все трюки уже использованы. Если кто-то надеялся, что «возвращение» Бидзины Иванишвили на пост лидера правящей партии, т.е. его трансформация из неформального лидера в полуформального, вдохнет в затхлую партию новую жизнь, ясно, что ничего из этого не получилось. Именно после его возвращения протесты пошли один за другим. Это логично: Иванишвили несколько раз говорил журналистам, что вернется в политику лишь в том случае, если власть совсем опростоволосится и станет уж очень плохо. Значит, его «возвращение» означает признание серьезного кризиса.

Кто-то думает, что последним джокером власти станет министр внутренних дел Георгий Гахария. Он человек явно более гибкий и умелый, чем Квирикашвили, которого больше никто не принимает всерьез. Он провернул успешный трюк, когда завоевал доверие акции «рейверов», произнеся слово «извините», а затем спокойно взял это извинение назад. Но словесными фокусами завоевать доверие уже сложно.

В тупике оказалось и так называемое общество, т.е. активная его часть, которая громко протестует, ходит на различные митинги, но при этом утверждает, что оно «аполитично», т.е. никому из политиков не доверяет. Но если последних исключить из игры, кто именно будет «ломать систему» и «восстанавливать справедливость»? Если существующие власти этого сделать не могут или не собираются, кем их заменить? «Аполитичные» говорят, что не доверяют «Национальному движению» (или ни одному из двух частей, на которые оно раскололось); пусть так, но больше альтернатив нет. Абсурдность политики аполитичности все более очевидна и становится предметом для насмешек.

Оппозиция тоже в тупике. Как именно преодолеть недоверие народа? После того, как Заза Саралидзе, инициатор акций, призвал политиков взять на себя инициативу, количество людей на митинге видимо поуменьшилось. «Национальное движение» призывает к досрочным выборам, но конституционных оснований для таких выборов нет, а у оппозиции недостает сил, чтобы заставить власть это сделать. Кроме того, нет гарантии, что «Мечта» опять не выиграет выборы, если их все равно почему-то назначат.

План «Европейской Грузии» – возглавить парламентскую комиссию и выявить конкретные правонарушения в ходе расследования – гораздо более осмыслен. Но есть и риск – сможет ли комиссия положить на стол убедительный результат? «Еврогрузин» сразу обвинят в подыгрывании власти. Даже если они выявят конкретные правонарушения и призовут к наказанию виновных, сочтут ли это люди серьезным достижением?

Пока мы ставим эти вопросы, началась забастовка машинистов тбилисского метро – внимание народа переключается на новый кризис. Тучи продолжают собираться, но грянет ли гром?

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции