Внепарламентская оппозиция сегодня начала сбор подписей на улицах Тбилиси за отставку министра юстиции Грузии Теи Цулукиани. Также они требуют отставки министра по вопросам беженцев Созара Субари, роспуска Высшего совета юстиции и прокурорского совета. Соответствующие акции и флешмобы проводит и оппозиционное «Нацдвижение».
«Созар Субари не должен сидеть в кресле министра», – кричал в мегафон у здания Министерства по вопросам беженцев Бесо Шенгелия.
Он вместе с однопартийцами из «Нацдвижения» сегодня пришел к зданию Министерства по вопросам беженцев, хотя к министру Субари у участников акции протеста есть претензии по поводу другой строки его биографии – руководства Министерством по исполнению наказаний. Именно тогда, пять лет назад, из камеры предварительного заключения был вывезен в прокуратуру бывший премьер-министр Вано Мерабишвили. Из-за неправомерного расследования данного инцидента Вано Мерабишвили выиграл иск против государства в Страсбургском суде.
Your browser doesn’t support HTML5
Инцидент пятилетней давности участники акции протеста сегодня вспомнили неслучайно. Дело в том, что Созар Субари – родственник Мирзы Субелиани. Последний стал «антигероем» в деле двух убитых подростков и массовых акций протеста в поддержку отца одного из них, Зазы Саралидзе. Многие полагают, что Мирза Субелиани, чей сын также был очевидцем убийства, повлиял на ход следствия, в результате чего на скамье подсудимых не оказалось убийцы. По этой же версии все это объясняется тем, что Мирза Субелиани якобы располагает видеокадрами вывода из тюрьмы Вано Мерабишвили, и это делает его для властей «неприкасаемым», говорит один из организаторов акции протеста Бесо Шенгелия:
«Созар Субари сегодня не в кресле министра должен сидеть, а должен быть вызван в Главную прокуратуру. Его должны опрашивать по поводу помощи в сокрытии убийц. Созар Субари должен знать, что он не сможет уберечь своего родственника Мирзу Субелиани. Потому что грузинское общество уже вынесло приговор этой системе, она обязательно разрушится, а министру Субари предстоит предстать перед законом Грузии».
От здания Министерства по вопросам беженцев представители «Нацдвижения» автоколонной направились к зданиям правительственной администрации и Министерства юстиции. Требуя отставки министра юстиции Теи Цулукиани, они непрерывно сигналили. В это же время у нескольких входов в станции метро в Тбилиси представители внепарламентской оппозиции собирали у граждан подписи – все о той же отставке министра юстиции.
Сбор подписей ведут четыре партии: «Свободная Грузия», «традиционалисты», «христианские демократы» и «Партия Свободы».
Помимо отставки министра юстиции сборщики подписей требуют и роспуска Высшего совета юстиции и прокурорского совета, говорит лидер партии «Свободная Грузия» Каха Кукава:
«Эти люди ввели Грузию в кризис, когда стало возможным сфальсифицировать дело об убийстве десятиклассников. В этом вопросе ответственность ложится не только на одного подавшего в отставку человека, главного прокурора Ираклия Шотадзе. Система в целом прогнила. Во главе порочной системы стоит Цулукиани. Она должна подать в отставку так же, как и Высший совет юстиции, и прокурорский совет».
Недоверие к прокурорскому совету, который под эгидой министра юстиции Цулукиани должен выбрать нового прокурора, так же, как и к другой, судебной ветви власти, есть и у правозащитников. Среди них и член из несудейского корпуса Высшего совета юстиции Анна Долидзе. Она не только присоединилась к требованию отставки министра юстиции, но и решила через суд бороться против клановой системы в судебной системе. Долидзе обратилась с иском после того, как по решению 14-ти судей она была отстранена от собеседования с кандидатами в судьи. Анна Долидзе считает, что этот шаг связан с ее критическим отношением к судебной системе и недовольством процессом назначения судей бессрочно. Но суд сегодня не удовлетворил ее иск:
«Мои заявления о роли суда в репрессиях были общими и направлены против системы. Также многие эксперты говорят о проблемах в правосудии. Сегодняшнее решение суда укрепляет очень опасную тенденцию в установлении Советом ограничений для критически настроенных членов (Высшего совета юстиции) на свободу выражения».
Анна Долидзе намерена идти дальше, обжаловать сегодняшнее решение и в апелляционном суде, и даже в конституционном, если понадобится.
Но те, кто в эти дни выходил на протестные акции и поставил ультиматум властям до 10 июня найти и наказать убийц Давида Саралидзе, так долго ждать не намерены.
Видимо, это понимают и власти. Сегодня в МВД заявили, что по факту о возможном влиянии на ход следствия по делу об убийстве подростков идет интенсивное расследование, и, возможно, многое станет известно до 10 июня, в день, когда сторонники Зазы Саралидзе планируют широкомасштабную акцию протеста.