ПРАГА---Премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили на специальном брифинге в госканцелярии объявил о своей отставке с поста главы правительства. Причиной такого решения экс-глава кабинета министров назвал разногласия с правящей командой по принципиальным вопросам. Эту громкую отставку мы обсуждаем с политологом Гией Хухашвили.
Нана Плиева: Что это, уступка улице или обновление команды, и почему сейчас?
Гия Хухашвили: Я думаю, что все эти уличные движения никак не связаны с этим решением. Это решение больше связано с управленческим кризисом, потому что эффективность данная власть потеряла уже давно, и нужны системные перемены для того, чтобы набрать некую динамику развития. Данный кабинет министров не отвечал тем вызовам, перед которыми стоит страна, и это очень чувствовалось внутри страны. Может быть, снаружи это видится по-другому, но внутри все это было видно. Что самое главное, институционный порядок был абсолютно разрушен, и надо было что-то сделать – т.е. начать системные изменения. Понятно, что системные изменения надо начинать с исполнительной власти. Вот сейчас мы находимся на начальном этапе данных событий. Главное все-таки чтобы изменить алгоритм правления, т.е. сделать его более эффективным и динамичным.
Your browser doesn’t support HTML5
Нана Плиева: (Георгий) Квирикашвили прямо сказал о фундаментальных разногласиях с председателем партии, кстати, ни разу не называя его имени. В чем они заключались, из-за чего было это противостояние – его и (Бидзины) Иванишвили?
Гия Хухашвили: Я думаю, что он слишком много говорил сегодня и, в принципе, был не совсем адекватен. Разногласия, конечно же, были – без этого никто в отставку не уходит, но апеллировать к этому, я думаю, неправильно, и говорить о том, что он был очень успешным премьер-министром, когда уходит в отставку, я не думаю, что это убедительно. Разногласия и претензии были, конечно же, и претензии были не только у Иванишвили, но и у многих других, так что это естественно – зачем было об этом говорить. Ну, в принципе, сказал и сказал, я в этом не вижу ничего страшного.
Нана Плиева: Кому, на ваш взгляд, теперь Бидзина Иванишвили доверит управление страной? Называют разные фамилии, кто из них реальный претендент?
Гия Хухашвили: Понимаете, в чем дело, я не смотрю на эти дела в таком ракурсе, потому что кабинет министров – это система солидарной ответственности, т.е. некая горизонтальная система, где распределяются функции, и там премьер-министр является таким же министром, как и другие, просто он координирует эту работу. Так что главное – изменить алгоритм. Что я имею в виду: для того чтобы поднять эффективность системы, надо воссоздать управленческую структуру, т.е. это формирование решений, принятие решений и потом имплементация решений. Вот эта система целиком была нарушена. Нам сейчас нужны люди, скажем так, с одной философией управления, с каким-то планом – среднесрочным или долгосрочным, – и динамичные, но самое главное, чтобы они брали ответственность на себя, а не сваливали все на Бидзину Иванишвили, как это было при правлении Квирикашвили. Я имею в виду то, что Квирикашвили имел такой комфорт: допускал ошибки, общественность все это сваливала на Бидзину Иванишвили, и как бы Квирикашвили это устраивало – он делал глупости, а виноват был Бидзина Иванишвили, а он был «белым и пушистым». Вот так он провел эти несколько лет. Это чистый паразитизм, с чем надо было заканчивать. Он даже когда разговаривал с иностранными послами и ему задавали вопросы о разных делах, он всегда апеллировал к Иванишвили: «что я могу сделать» – вот, что-то в этом роде. Такого человека можно считать лидером? Я так не думаю.
Нана Плиева: Вы говорили о системном управлении. Два раза у Бидзины Иванишвили не получилось назначить такого премьер-министра – (Ираклий) Гарибашвили ушел в отставку, сейчас ушел Квирикашвили. Может ли сам Иванишвили вновь возглавить правительство?
Гия Хухашвили: Понимаете, в чем дело: Иванишвили пытается, во всяком случае, как и любой из нас, учиться на ошибках. Я не оптимист – я вам сразу скажу, но такой ограниченный оптимизм у меня есть, что он как-то скорректирует свои решения на основании тех ошибок, которые он допускал за эти годы. И здесь, опять же повторю, главное дело не в премьер-министре, а целиком в кабинете министров.
Нана Плиева: Но Иванишвили может сам вновь возглавить правительство?
Гия Хухашвили: Это вряд ли. Я не думаю. Вообще, было бы желательным, конечно, это было бы логично и правильно, но я не думаю, что это произойдет.
Нана Плиева: Насколько будет обновлено правительство? Например, министр юстиции Тея Цулукиани сохранит портфель?
Гия Хухашвили: Я думаю, что процентов на пятьдесят. Потому что там есть министры, особенно те, которые за последние месяцы вступили в должность, они смотрятся интересно, т.е. у них есть некий реформаторский потенциал, кроме того, они как-то не задействованы в этих политических игрищах, интригах, подковерных склоках и т.д. Они смотрятся интересно. Но есть министры, которых, конечно же, надо выводить из игры. Я думаю, что процентов пятьдесят – плюс-минус.
Нана Плиева: Что будет делать Бидзина Иванишвили, чтобы это не выглядело победой «националов»?
Гия Хухашвили: «Национальное движение», конечно же, попытается «присосаться» к этим делам, но это в Грузии не работает уже давно. Я не знаю, может быть, за границей это как-то продадут спекулятивно, но в Грузии это уже давно не работает.