МВД Грузии сообщило о задержании шести человек, связанных с криминальным сообществом. В апреле было ужесточено наказание за любую связь с «ворами в законе», но последние не сдают позиций. Насколько успешна очередная попытка искоренить воровской менталитет?
Шесть человек за неделю – МВД отчиталось о своих успехах в борьбе с воровским миром. В результате спецоперации на западе страны в городе Зестафони задержаны три криминальных авторитета. Их имена не разглашаются. Известно только прозвище одного из лидеров местного преступного сообщества – это ранее судимый 51-летний Баха-Баха. Он был взят в своем доме. Двое других – также местные жители в возрасте 34 и 50 лет соответственно.
Как отметил на специальном брифинге руководитель Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД Грузии Мамука Челидзе, все трое были задержаны в результате совместных оперативно-следственных мероприятий полиции регионов Имерети, Рача-Лечхуми и Квемо Сванети (Нижняя Сванетия), а также главного регионального управления Службы государственной безопасности Грузии. Аресты были санкционированы судом:
Your browser doesn’t support HTML5
«Следствием было установлено, что обвиняемые принимали участие в воровских разборках и поддерживали активную связь с грузинскими «ворами в законе», которые находятся за границей, – Фридоном Сулаквелидзе по прозвищу Пацуа и его братом Хвичей Сулаквелидзе, действовали от их имени и в соответствии с законами воровского мира».
Следствие ведется по первой части статьи 223 Уголовного кодекса Грузии о причастности к воровскому миру. Обвиняемым грозит от 7 до 10 лет лишения свободы.
Еще двое задержанных по обвинению в причастности к воровскому миру – граждане Грузии в возрасте 37 и 38 лет. По данным следствия, они находились в сговоре с находящимся за пределами страны «вором в законе» Надиром Салифовым по прозвищу Гули. Согласно материалам дела, именно по его поручению задержанные устроили воровскую разборку и вымогали у гражданина Грузии крупную сумму денег. В ходе обыска, отметили в МВД, были изъяты мобильные телефоны, где хранилась информация, подтверждающая причастность обвиняемых к воровскому миру.
Шестой фигурант был задержан в Тбилисском аэропорту в минувшую субботу. 56-летний гражданин Грузии разыскивался правоохранительными органами с 2007 года также за принадлежность к воровскому миру. Ему грозит от 7 до 15 лет лишения свободы, отметил Мамука Челидзе:
«Задержанный поддерживал тесную связь с находящимся за границей «вором в законе» Зазой Эликашвили и другими представителями воровского мира - Отаром Элизбарашвили по прозвищу Седина, Георгием Ахалмосулишвили по прозвищу Бурвака, Нодаром Гиоргадзе по прозвищу Одо и Бесиком Чанкошвили по прозвищу Дрель.
Упомянутый Заза Эликашвили был среди задержанных в результате апрельской операции «Кавказ-Нормандия», когда правоохранители Греции и Франции по итогам двухлетнего сотрудничества с грузинскими коллегами арестовали 38 членов грузинской преступной группировки, действовавшей на территории Европы. В том числе четырех «воров в законе».
Сегодня же стало известно, что суд Франции приговорил Зазу Эликашвили, Георгия Элерджия и Лашу Шушанашвили, более известного как Лаша Руставский, к 10 годам лишения свободы. Им также навсегда запрещен въезд на территорию Франции. Еще один «вор в законе» Бидзина Бакуридзе получил семь лишения свободы и также больше никогда не сможет попасть во Францию. Во всяком случае, легально.
В апреле в Грузии ужесточили наказание за принадлежность к воровскому миру, а поддержка деятельности воровского сообщества, организация сходок, обращение к «ворам в законе» за помощью стали тяжким уголовным преступлением.
Впрочем, по мнению одного из лидеров оппозиционного «Единого национального движения» Романа Гоциридзе, ужесточение наказания не особо повлияло на криминальную статистику:
«Если кто-то себя причисляет к воровскому миру, дадут ему пять лет или семь, для него это не будет иметь значения. Борьба с этой системой никак не зависит от сроков наказания. Для этого необходима политическая воля».
В оппозиции считают, что, несмотря на ужесточение ответственности за связь с преступным миром, власти, прикрываясь правами человека, на деле отказались от практики «нулевой толерантности» времен Михаила Саакашвили, что и вылилось в возвращение в страну воровского менталитета.
При этом адвокат Гела Николеишвили предупреждает, что власти, пытаясь выставить себя непримиримыми борцами с воровским миром, слишком размыли критерии ответственности:
«Запись в законе, что любая связь с «вором в законе» автоматически делает тебя членом воровского мира, очень опасна. Это может легко сделать обвиняемыми таких людей, которые даже не знают, что такое воровской мир.
Адвокат опасается, что под определение «причастность к воровскому миру» могут попасть вполне законопослушные граждане, которые могут даже не подозревать о теневой жизни своих соседей и знакомых.