В Центральном выставочном зале Союза художников Абхазии в Сухуме открылась персональная выставка известного художника Валентины Хурхумал. Выставка приурочена к ее 80-летнему юбилею. На ней представлены работы, исполненные в разных техниках и в разные годы.
Валентина (Ляля) Хурхумал – известный абхазский художник-керамист, член Союза художников СССР с 1976 года. Ее блюда, вазы, пласты и шамоты экспонировались на всех художественных выставках, которые проходили в Абхазии в последние десятилетия.
Художница родилась в селе Атара Очамчырского района. Окончила Паквешскую среднюю школу. После школы работала пионервожатой в Ткуарчальской школе №5 и выпускала стенную газету «Крокодил», рисовала карикатуры. В то же время в г. Ткуарчале жил и работал известный российский художник Константин Зефиров. Он увидел газету и нашел юную художницу. Дал ей задание написать несколько натюрмортов, посмотрел работы и рекомендовал поступить в подготовительную школу в Сухуме. Там юные дарования готовили для поступления в художественное училище и академию. Валентина Хурхумал поступила в Тбилисское художественное училище имени Николадзе и окончила пятилетний курс обучения за два года. Продолжила учебу в Тбилисской государственной академии художеств на отделении керамики.
Your browser doesn’t support HTML5
Валентина Хурхумал говорит, что рисовала всю жизнь, с раннего детства, а уже в 4-м классе школы точно знала, что хочет быть художником.
На открывшейся 13 июня в Центральном выставочном зале выставке представлены: скульптура, керамика, графика и декоративно-прикладное искусство. 45 керамических и скульптурных работ, в том числе, 24 декоративных блюда и 30 живописных работ.
О своих впечатлениях от выставки и работ Валентины Хурхумал рассказал художник-керамист Александр Донченко, который знаком с ней с середины 1970-х годов: «Так как она художник-керамист, ей не важно, что под руки попадает – фарфоровая масса, шамот, красная глина… будет это терракота или поливы, или майолика – у нее все это получается, потому что она не думает о том, из чего этот материал, она творит! И работы у нее приятные. Когда у нее есть возможность поехать на любой завод, если ее материал устраивает, допустим, в Конаково, она работает с фаянсом, в Гжель поедет – будет работать с фарфором, в Прибалтике она работает с огнеупорными материалами, с шамотом, и у нее все это получается. Вот эти куколки, лялечки, дети, скульптурки маленькие, у нее такие красивые! Потом, я вижу у нее панно обалденные!»
Александр Донченко умудренный опытом художник, он говорит, что его трудно чем-нибудь удивить и тем не менее: «Когда я вижу что-то новое, уже приятно. Новое у нее – это подход к материалу. Она – безбашенная, она – художник, у нее все на чувстве основано. Она чувствует этот материал и мажет. Вот, например, если живописцу не хватает какой-то краски, он может творог применить, крем для обуви, зубную пасту. У нее и с цветовой гаммой решено, она нигде не подмазывает акрилами, она не использует химию, это все – натуральная керамика и высокие огни!»
Мы вышли из шумного зала, в котором проходил вернисаж, и за чашечкой чая я поговорила о работах Ляли Хурхумал с абхазским художником Александром Бояджаном и историком Станиславом Лакоба.
Александр Бояджан сказал: «У нее очень мягкие тона, несколько графических работ, портреты… в них чувствуется крепкая мужская рука. Потом, эти рисуночки маленькие… ее тема – национальный абхазский эпос, она ее очень интересно и ненавязчиво решает. Больше всего меня впечатляет ее колорит, цвет. Он очень волнует. Он не броский, но очень о многом говорит: об отношении, глубине. Море, юг, состояние – все у нее такое мягкое… Жаль, что она пейзажи не пишет, я думаю, что у нее были бы красивые пейзажи. У нее все работы легкие…»
А Станислав Лакоба добавил: «Мне понравились рыбаки и обнаженные женщины, рыбаки на рыбалке ловят девочек! Портреты из шамота как сделаны?! Абхазка, восемьдесят лет, а у нее работа «Танцующие брейк-данс»! То, что ей присуще, отразилось в ее работах, это – природная доброта. Сколько лет я ее знаю, она удивительно бескорыстный, теплый, добрый человек. Чувствуется тепло, даже сам шамот – это же теплый материал. Я помню одну из первых ее работ – буйволицу с детьми. Она ее сделала еще в советские времена, в 1970-е годы. И эта скульптура из шамота «Дети на буйволе» произвела тогда фурор. И сейчас я ее снова увидел. На этой выставке видно, как она начинала и как выросла. В ней есть природная чистота, «апсуара», о чем абхазцы сегодня много говорят, но уже забыли об этом по большому счету. А она это сохранила. Таких людей – единицы. Такое ведь не придумаешь, чтобы столько людей собралось на выставку, а люди пришли!»
Валентина Хурхумал остается студийным скульптором. Ее работ мы не видим в наших парках и скверах. Единственное монументальное панно, пятнадцатиметровый горельеф «Джансух – сын оленя», выполненное еще в советские времена, и сегодня украшает здание ткуарчальского завода «Заря».
У Ляли Хурхумал есть давняя мечта: чтобы ее «Маленькие наездники» когда-нибудь украсили один из сухумских парков. Был проект, даже выделили место в сквере напротив администрации города, но потом почему-то отказали. Может быть, эта выставка поможет вернуться к давней идее и неисполненной мечте абхазского скульптора Ляли Хурхумал, и «Маленькие наездники» украсят наш город.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия