Школьная форма в Абхазии – «назад в будущее»?

Решение о введении единой формы для школьников Абхазии было принято «с целью укрепления дисциплины, привития навыков культуры одежды, устранения различий в одежде детей»

Нежданно-негаданно одной из доминирующих тем в разговорах жителей Абхазии в эти дни стал подписанный вчера министром образования и науки Абхазии Адгуром Какоба приказ о введении в образовательных учреждениях республики школьной формы и единых требований к внешнему виду учащихся 1-11 классов. До этого в послевоенной Абхазии она появилась, если мне не изменяет память, где-то в середине нулевых годов, но вводилась по усмотрению дирекций школ (запомнилась, например, клетчатая форма школьниц в сухумской второй средней школе), в каждой могла быть форма своего образца, а могла и не быть вообще.

Тема эта касается почти всех, поскольку в большинстве семей есть школьники. И она неизменно вызывает весьма разные мнения. Так получилось, что первые комментарии к этой новости, которые я прочел вчера в интернете и услышал от собеседников, были сплошь положительные, типа «давно пора». Но тут же послышались и отрицательные, скептические, порой саркастические комментарии. Очень хорошо понимаю одного «фейсбучника», который отреагировал коротко: «Назад в будущее?» Ибо в сознании многих жителей постсоветского пространства старшего и среднего возраста единая школьная форма связана с чем-то казарменным, тоталитарным, заидеологизированным, а отмена ее в начале 90-х стала одной из характерных примет наступивших перемен в жизни общества.

Your browser doesn’t support HTML5

Школьная форма в Абхазии – «назад в будущее»?

Однако обращение не только к истории, но к географии вопроса показывает, что это, конечно, не совсем так. Или далеко не так. Школьная форма в ходу в самых разных странах: Японии и Великобритании, Индии и Чили, Новой Зеландии и Китае, Ирландии и Колумбии… Что касается истории, то единая форма одежды в учебных заведениях в Российской империи, как и во многих странах, получила распространение еще в девятнадцатом веке. Да, введенная в сталинское время тяжелая серая форма для мальчиков, с ее пряжками ремней и фуражками, вполне отражала приметы той эпохи. Вместе с тем, когда я заканчивал школу, а это было очень задолго до горбачевской перестройки, старшеклассники школьную форму почти не носили, так что воздержался бы говорить, что во все советские времена тут была такая уж обязаловка.

По вопросу, нужна ли единая школьная форма, можно спорить до хрипоты, причем такие споры идут в самых разных краях. Поэтому не буду заниматься изобретением велосипеда и процитирую то, что уже давно кто-то сформулировал в одной из зарубежных интернет-публикаций на эту тему: «Сторонники дресс-кода считают, что она поддерживает дисциплину в классе, поощряет сплоченность и равенство. Да и у родителей не болит голова, во что одеть ребенка. Противники утверждают, что такой подход к одежде убивает индивидуальность и мало влияет на процесс обучения».

Небезынтересно, думаю, взглянуть на ситуацию в этом плане в странах постсоветского пространства. Как узнал я из беглого просмотра интернет-публикаций, в России с 2013 года администрация учебных заведений сама может устанавливать требования к одежде учеников, поэтому во многих школах ношение школьной формы обязательно, в других достаточно лишь делового дресс-кода: светлый верх – темный низ. В странах Средней Азии школьная форма введена, причем, как нетрудно догадаться, наиболее строгие требования – в Туркмении. В Грузии она не введена, но почти 70 процентов родителей в ходе опроса в прошлом году высказались за ее введение.

А теперь давайте предметно рассмотрим то решение, которое принято вчера Министерством образования и науки Абхазии. На его сайте сообщается, что приказ министра вступает в силу с нового 2018-2019 учебного года. Решение о введении единой формы для школьников Абхазии было принято «с целью укрепления дисциплины, привития навыков культуры одежды, устранения различий в одежде детей», говорится в документе. Адгур Какоба поручил провести разъяснительную работу с руководителями школ, родителями и советами школ о необходимости введении школьной формы. Без формы школьник будет не допущен к занятиям. Она может иметь отличительные знаки школы, эмблемы, нашивки, значки и так далее. Родители, согласно приказу, обязаны контролировать внешний вид своих детей перед выходом на занятия. Положение вступает в силу с 1 сентября 2018 г. Ответственность за осведомленность об этом родителей ложится на директоров школ и классных руководителей. Контроль за исполнением возложен на заместителя министра образования и науки Медею Ченгелия.

И далее: «Форму школьников разделили на три типа – повседневную, парадную и спортивную. Установленным цветом стал темно-синий низ одежды в сочетании с белым или голубым однотонным верхом. Под категорию повседневного стиля подходят – сарафан, жакет, пиджак, жилет, брюки, рубашки, блузки. Обувь строгая, не спортивная. В холодное время года допускается носить легкий свитер, соответствующий цвету школьной формы. Аккуратная стрижка или прическа (для девочек коса, пучек, хвост)».

Вы, наверное, спросите: а что такое «пучек»? По-видимому, специалисты Минобра хотели написать «пучок», но грамотность подвела. Одна молодая журналистка, выложив эту публикацию в Facebook, не преминула вставить шпильку в этот «пучок»: «Пусть расскажут в Минобрнауки, как делать девочкам «пучЕк»? Просто без комментариев».

А вот несколько типичных и в чем-то повторяющихся откликов критиков нововведения: «Вообще, мне кажется, форма – пережиток прошлого. Ребенок должен ходить в той одежде, в которой ему/ей удобно (в рамках разумного, конечно). Главное – учиться, а в форме ты или нет, это второстепенно»; «Для того, чтобы 1 сентября дети пришли в школу в новой форме, необходимо, чтобы она была уже в продаже, или, по крайней мере, было где разместить заказы на пошив по заказу от школ»; «Вопрос к идеологам и авторам этого приказа: ваши дети или внуки ходят в школу? Или они вышли из школьного возраста или обучаются не в Абхазии? Если ваша цель – уравниловка, тогда запретите все дорогие (и недорогие тоже) гаджеты, введите школьные автобусы с запретом «подвоза» детей на иномарках. А введение единой формы больше похоже на коррупционные проявления. Уже были подобные попытки с требованием покупать ее только в определенных магазинах»; «Форма – очень больная тема для многих. В школе, куда ходят мои дети, директор сказал, что надо покупать только в определенном магазине. Комплект стоит четыре тысячи рублей. Сменные брюки на мальчика нужны и хоть одна юбка на девочку, тоже «сменка». Это примерно еще тысячи три на двоих. Раньше перед школой я за одеждой ездила в Адлер, где по скидкам можно было купить все намного дешевле, чем тут у нас. Ведь ни у всех есть возможность купить форму. Чем не нравилась просто одежда «белый верх» и «черный низ»?»; «Я так поняла, что родители за свой счет будут форму шить. А было бы здорово, если бы государство хотя бы многодетным семьям пошив формы профинансировало. А что касается равенства между детьми, то, на мой взгляд, форма, увы, не поможет. Все в школе видят, на какой машине привезли ребенка на учебу, кто его родители и сколько стоит его телефон; в общем, различия между детьми останутся, даже если их одинаково одеть».

Относительно идеи «профинансировать» пошив или закупку формы для нуждающихся. Для объективности надо сказать, что государство в Абхазии взяло на себя немалую ношу по содержанию воспитанников детсадов: родители платят лишь по триста рублей в месяц; а вот в России, как рассказывала мне на днях семья туристов, им приходится платить 1 800 рублей в месяц за ребенка, который ходит в государственный садик, а за младшего, двухлетнего, которого возят в частные ясли, – так целых 11 тысяч… Но возвращаясь к нашей теме, можно вспомнить о благотворительных фондах, таких как «Киараз», которые оказывают помощь малоимущим.

Примечательна разница в восприятии цены комплекта школьной формы в 4 тысячи рублей. Если одним, как уже прозвучало в интернет-комментариях, она кажется непосильной, то большинство знакомых, с которыми сегодня беседовал, люди среднего и выше среднего достатка, восприняли ситуацию, наоборот, как облегчение для семейного бюджета. Многие отмечали, что так уж устроен человек: начинают втягиваться в негласное соревнование, чей ребенок в классе лучше одет, и это не приводит ни к чему хорошему ни для того же семейного бюджета, ни для воспитания ребенка.

Не отрицая плюсов нововведения, скажу, однако: меня «терзают смутные сомнения», что этот приказ будет выполняться в полном объеме. «Без формы школьник будет не допущен к занятиям»… Или это сознательная «чрезмерная крутость» для наведения страху?

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия