В прямом эфире отвечали сегодня на вопросы депутатов временной следственной парламентской комиссии родители убитых на улице Хорава подростков – Заза Саралидзе и Натия Сакварелидзе. Депутаты обещают, что на вопросы комиссии отвечать придется и высокопоставленным чиновникам МВД и прокуратуры.
«Для вас ни одна дверь не была закрыта», – заявила на сегодняшнем заседании парламентской комиссии депутат от «Грузинской мечты» Эка Беселия Зазе Саралидзе – отцу подростка, убитого в декабре прошлого года в Тбилиси на ул. Хорава.
Временный следственный орган был создан под давлением участников массовых акций протестов в поддержку Саралидзе. Спустя семь месяцев убийца его сына остается на свободе из-за покровительства, которое, предположительно, оказывают настоящему убийце высокопоставленные чиновники прокуратуры.
Your browser doesn’t support HTML5
Теперь в этом деле будут разбираться депутаты. Комиссией руководит оппозиционер из «Европейской Грузии» Серги Капанадзе, представителей его партии в ней гораздо больше, чем членов правящей силы. Тем не менее Заза Саралидзе был против, чтобы по квоте «мечтателей» в состав комиссии вошла депутат Эка Беселия. По его словам, Беселия публично заявила, что за Саралидзе стоят политические силы и спекулируют душой его умершего сына. Сегодня Эка Беселия и Заза Саралидзе выясняли отношения.
«Вы нигде не найдете моего заявления, в котором я в такой форме и с употреблением такой терминологии выразила бы свою позицию. Если вы такое найдете, вы можете мне это показать», – обратилась Беселия к Саралидзе и недвусмысленно намекнула, что, в отличие от нее, к таким формулировкам прибегли представители оппозиционного «Нацдвижения» (последние, кстати, отказались войти в состав парламентской комиссии) и оппозиционной телекомпании «Рустави 2».
Судя по ответу Зазы Саралидзе, стороны остаются при своем мнении:
«Это меня и раздражает, калбатоно Эка, что люди из вашей команды против меня развернули черный пиар. Все, кто выступает против меня, ругают моего сына в соцсетях, на всех надета майка «Мечты», и каждый из них – представитель «Мечты».
Тем не менее Заза Саралидзе готов сотрудничать с комиссией и детально отвечал на вопросы депутатов о том, как в ходе следствия прокуроры игнорировали его мнение, как подозрительно исчезали улики и как под давлением родителей сверстники – очевидцы убийства, меняли свои показания. Заза Саралидзе считает, что министры – юстиции Тея Цулукиани и внутренних дел Георгий Гахария – не должны оставаться на своих постах, ведь случай с его сыном – не единственный «промах» этой системы:
«Очень плохо, что акцент делают только на моем сыне. Кто убил Мачаликашвили? Почему никто не хочет ответить его отцу. Все это для меня очень подозрительно».
Председатель на слушаниях – Серги Капанадзе – разъяснил, что у данной комиссии мандат только по делу об убийстве на ул. Хорава. Но они добиваются, чтобы отдельная комиссия была создана и по делу Темирлана Мачаликашвили, убитого силовиками во время спецоперации в Панкисском ущелье.
Очередь до Натии Сакварелидзе, матери другого убитого подростка Левана Дадунашвили, дошла только через четыре часа, ведь именно столько длились в комиссии слушания Саралидзе и его адвоката. А ей было что рассказать, несмотря на то, что убийцы ее сына уже осуждены.
«Я пребывала в шоке все это время и не могла говорить. Думаю, мое молчание длилось так долго, что все забыли о том, что я – тоже пострадавшая», – так начала свой долгий рассказ Натия Сакварелидзе.
Ее мучают сомнения в том, что первую медицинскую помощь ее сыну оказали оперативно. Еще она считает, что директор школы, в которой учился ее сын, не должен оставаться на этом посту. Сопереживать родителям по поводу утраты сыновей могла вся Грузия – заседание комиссии транслировалось в прямом эфире. Оно длилось почти восемь часов.
Пока депутаты от правящей силы и оппозиции слушали родителей убитых, они не проявляли вражды друг к другу. Противостояние вновь вспыхнуло к концу дня, когда стали утверждать список экспертов, которые будут подключены к расследованию. «Мечтатели» не хотят, чтобы ими оказались высокопоставленные чиновники времен правления «Нацдвижения». Особенно противилась этому депутат Эка Беселия. К ней обратился бывший «национал», а ныне депутат «Европейской Грузии» Гига Бокерия, и напомнил о том, что в этой комиссии в большинстве – оппозиция:
«Понимаю, что психологически вам очень сложно оказаться в меньшинстве, но вам придется с этим свыкнуться».
Эка Беселия посоветовала оппоненту не увлекаться:
«Не впадайте в заблуждение, не думайте, что вы – в большинстве, это очень краткосрочная данность, и почаще вспоминайте об этом».
Временная следственная комиссия в трехмесячный срок должна завершить расследование этого дела. Правозащитники, в том числе Народный защитник Нино Ломджария, сегодня заявили, что сделать это будет очень сложно, поскольку значительного количества вещественных доказательств в деле уже нет. Тем не менее Нино Ломджария считает, что комиссия сможет выявить, почему не было проведено должное расследование и кто в ответе за это.