Публикация санкционного «списка Отхозория-Татунашвили» не осталась без ответа. Сегодня из-за появления этого документа абхазская делегация покинула Гальскую встречу. Абхазская сторона требует снять с повестки встреч в рамках механизма по предотвращению и реагированию на инциденты (МПРИ) вопрос об убийстве Гиги Отхозория.
Грузия требует от Европарламента ввести международные санкции в отношении 33 человек из Абхазии и Южной Осетии. Так называемый список Отхозория-Татунашвили был принят вчера на заседании временного правительства Грузии, в него внесены «лица, имевшие отношение к убийствам и похищениям людей на территории Абхазии и Южной Осетии в период с 1991 года по настоящее время».
Из 33 человек, внесенных в список, 26 человек – из Абхазии. Появление документа и внесение в него граждан Абхазии было обосновано убийством на территории Грузии в мае 2016 года уроженца Гальского района Гиги Отхозория. В его убийстве обвинили гражданина Абхазии Рашида Канджи-оглы. В Грузии говорят, что список не окончательный, он может быть расширен, и требуют, чтобы международные организации и страны-партнеры ввели ряд визовых, имущественных и финансовых ограничений в отношении лиц, включенных в него.
Your browser doesn’t support HTML5
Реагируя на появление этого документа, абхазская сторона сегодня демонстративно покинула пятистороннюю встречу в г. Гале, которая проходит в рамках механизма по предотвращению и реагированию на инциденты (МПРИ). Перед этим Министерство иностранных дел Абхазии прокомментировало санкционный список и выразило серьезную озабоченность крайне деструктивными действиями правительства Грузии. Демарш грузинского премьер-министра Мамуки Бахтадзе МИД Абхазии расценил как провокационный и способный разрушить работу Женевских дискуссий, направленных на урегулирование конфликтов на Южном Кавказе.
В комментарии МИД говорилось, что грузинская сторона без каких-либо оснований предъявила заочные обвинения в нарушении прав человека гражданам Абхазии, внесла их в «черный список» и требует персональных санкций на международном уровне.
После того как абхазская сторона покинула встречу в Гале, руководитель абхазской делегации, зампредседателя Службы госбезопасности Республики Абхазия Владимир Арлан дал следующий комментарий:
«Вопрос о появления данного списка встал весной этого года. Мы предупреждали грузинскую сторону о том, что официальное появление такого документа повлечет за собой ряд негативных последствий и, в частности, для переговорного процесса. Наше соображение не было принято во внимание, список появился на свет. Сегодня в ходе работы в рамках МПРИ абхазская сторона обозначила свою четкую позицию. Мы были готовы провести нормальную рабочую встречу при одном условии: если грузинская сторона снимет с повестки вопрос об убийстве господина Отхозория. Данный вопрос стоит на повестке дня уже два года, мы проработали его максимально подробно, изъяснили позицию абхазской стороны и практически сняли его с обсуждения со своей стороны. Для нас эта тема закрыта по ряду причин, о которых знают все участники наших переговоров. Несмотря на это, грузинская сторона из раза в раз ставит его в повестку дня, заявляет, что этот вопрос будет стоять на любых площадках. Для нас такая позиция неприемлема, поскольку идет политизация этого вопроса, связанного исключительно с уголовным преступлением. Мы поставили условие, грузинская сторона озвучила, что не готова снять этот вопрос с повестки дня, в результате абхазская сторона была вынуждена покинуть переговоры».
Вопрос о возобновлении пятисторонних встреч не актуален, считает Владимир Арлан, так как грузинская сторона не готова к компромиссам. Тем не менее абхазская делегация сохранила возможность продолжения контактов с представителем ООН и председателем в формате МПРИ Хайлу Мамо, а также готова будет выслушать грузинскую сторону, если у нее появятся новые идеи.
Владимир Арлан так прокомментировал состояние уголовного дела по убийству Отхозория, которое была передано Абхазии:
«Грузинская сторона действительно передавала нам материалы уголовного дела, но нам были переданы копии документов, не оформленные надлежащим образом. В этих документах были вымараны данные свидетелей, потерпевших, лиц, которые проводили процессуальные действия. Видеоматериалы, на которые часто ссылается грузинская сторона, которые якобы дают все подробности совершенного преступления, абсолютно не качественные. Эти материалы никоим образом не могли быть использованы в судебном делопроизводстве. Мы предложили грузинской стороне либо привести в порядок материалы, либо закрыть это дело».
«На последней встрече в рамках Женевских дискуссий весной нынешнего года любой участник имел возможность убедиться в правоте абхазской позиции», – резюмировал Владимир Арлан.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия