Сегодняшнее заседание парламента Абхазии началось с того, что некоторые внесенные в проект повестки дня вопросы оказались не готовы к обсуждению, и по просьбе профильных комитетов их рассмотрение было отложено. Но зато были добавлены в пункт «Разное» два вопроса, один из которых предложил депутат Астамур Логуа, – сформировать рабочую группу по дополнению антикоррупционного законодательства.
Было принято в первом чтении постановление о внесении изменений в закон «О налоге на добавленную стоимость». Представивший его представитель президента Абхазии в парламенте Дмитрий Шамба подчеркнул, что изменения в закон направлены на совершенствование механизма уплаты налога на добавленную стоимость. Он пояснил, что изменения составляют три группы. Первая – нормативные изменения, регламентирующие право применения «нулевой ставки» НДС. Вторая группа – изменение налоговой нагрузки при выполнении строительно-монтажных работ на собственных объектах. В частности, таким налогоплательщикам предоставляется отсрочка уплаты налогов до трех лет. Третья группа изменений создает благоприятные условия для деятельности налогоплательщиков, занимающихся экспортом-импортом комплектующих.
Your browser doesn’t support HTML5
Парламентарии рассмотрели законопроект «О внесении изменений в закон РА «О гражданстве Республики Абхазия». В отсутствие председателя комитета по государственно-правовой политике документ представлял его заместитель Каха Пертая. Как известно, за период после начала в 2016 году процедуры обмена паспортов Республики Абхазия от лиц неабхазской национальности было высказано множество критических замечаний и возмущений по поводу возникших для них препон. Пертая уточнил: «Основным критерием определения гражданства лиц неабхазской национальности является ценз оседлости – проживание на территории республики не менее пяти лет на момент принятия Акта о государственной независимости РА от 12 октября 1999 г. и отсутствие гражданства иностранного государства (кроме гражданства РФ). Эти лица не обязаны вновь проходить через процедуру приобретения гражданства, они признаются гражданами в силу факта проживания на территории РА в указанный период».
Но в ходе реализации закона о гражданстве был выявлен ряд законодательных пробелов: в первую очередь речь идет о лицах, являвшихся несовершеннолетними на момент принятия акта о государственной независимости Абхазии, проверка фактического проживания их значительно затруднена. С отказами в автоматическом получении гражданства столкнулись даже ветераны Отечественной войны народа Абхазии, которые не проживали в период, указанный в пункте «б» статьи 5, на территории РА или же проживали, но выписались или не были вовсе прописаны: Пертая сказал:
«В целях обеспечения права на гражданство РА лиц, которые боролись за свободу и независимость нашей республики, проект закона предусматривает закрепление нормы, признающей гражданами РА ветеранов Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 годов, родившихся на территории Абхазской АССР, гражданами РА, без каких-либо дополнительных условий. Реализация норм пункта «б» статьи 5 в правоприменительной практике приводит к нарушению прав лиц, выезжавших в указанный период за пределы РА как на краткосрочный период, так и в целях получения образования. В целях защиты конституционных прав лиц, выезжавших за пределы РА в целях получения образования, предусматривается включение в закон…»
Чтение Кахой Пертая законопроекта несколько раз прерывалось спикером парламента Валерием Кварчия, который напомнил, что текст законопроекта был роздан депутатам, но в ответ звучали реплики, что пусть и журналисты послушают, а также, что депутатам тоже не помешает воспринять на слух столь важный документ, о необходимости принятия которого много разговоров в обществе.
Дмитрий Шамба, поддержав законопроект, сказал, что он нуждается в дополнениях. Так, не надо применять понятие ценза оседлости не только к тем ветеранам, кто родился в Абхазии, но и к остальным, а также отсутствовать в республике они могли не только с октября 1994 года, но и с октября 1993-го.
Депутат Рауль Лолуа также высказался в поддержку законопроекта. Он говорил о нелепости того, когда многим законопослушным жителям Абхазии стали отказывать в гражданстве:
«На президентских выборах, парламентских выборах они голосовали, получали водительские удостоверения, многие учились в нашем университете, жили здесь, имущество оформляли. И после того как вспомнили про этот закон, этих людей автоматически лишили гражданства. Мы здесь (в парламенте) в ручном режиме отправляли эти документы на комиссию, собирали максимально документы, подтверждающие, что человек не выезжал, находился здесь. Но вот социальное напряжение возникло. Поэтому вот то, что здесь прописали изменения этой статьи, мне кажется, недостаточно. Надо дополнительно просмотреть и внести еще поправки. Но вот в первом чтении, думаю, нормально будет, если мы его примем. Ну, и не тянуть».
Депутат Батал Табагуа отметил роль в обсуждении возникшей проблемы журналистов, Общественной палаты. В то же время он предостерег от другой крайности:
«Сегодня как бы вот так сразу, давая некую поддержку… Я считаю, что вот то, что предложил ОВИР, это основные моменты. Я за то, чтобы в первом чтении. Но не считаю нужным, как говорится, глубоко входить и вообще как бы превращать закон непонятно во что. У нас очень неплохой закон о гражданстве, который на сегодняшний день ограждает, извините меня, нашу страну от серьезных проблем, которые могут потом возникнуть. Мы сегодня можем, делая хорошее дело, отменить все, а потом, завтра, мы будем чесать голову и окажемся с большими проблемами, потому что у нас и так куча проблем с людьми, по непонятным причинам получившими гражданство».
Из 25 парламентариев, принявших участие в голосовании, 24 поддержали законопроект в первом чтении, один воздержался.
Председатель комитета по социальной политике, труду, здравоохранению, демографии и делам ветеранов и инвалидов войны Алхас Джинджолия представил законопроект «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». По его словам, законопроект направлен на упорядочение и регламентацию взаимодействия государственных органов в сфере профилактики безнадзорности. Дмитрий Шамба пояснил, что документ восполняет пробел в законодательстве. «Единого закона, регламентирующего эту деятельность, не было. Но нужно еще рассмотреть и финансирование всех соответствующих мероприятий.
Законопроект был принят в первом чтении, так же, как и другой, представленный Алхасом Джинджолия, – «О внесении изменений в Уголовный кодекс Республики Абхазия». Он, в частности, предусматривает ужесточение наказания за действия сексуального характера в отношении несовершеннолетних – на срок лишения свободы с 6 до 12 лет, а в отношении лиц, не достигших 14 лет, с 8 до 15 лет.
Парламент избрал тайным голосованием судей: Арбитражного суда РА – Людмилу Амичба, Военного суда РА – Святослава Сагария, Гулрыпшского районного суда – Эроланда Сангулия, Гагрского районного суда – Альберта Шевхужева.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия